Развивающие мозг игры для взрослых

В теме о развитии интеллекта я упоминала, что развитие взрослого и ребёнка отличается, но есть и кое-что общее. Это игровая деятельность, а если взять больший масштаб – творчество, создание нового. Для индивидуума новым будет первичный опыт, даже если это изобретение колеса или первая неумелая партия в шахматы.

Развивающие мозг игры для взрослых

Для развития мозга по-настоящему важны 2 условия:
1. Мозг в поиске.
2. Любые эмоции по этому поводу.

Отрицательный опыт – это тоже опыт, и запоминается он намного быстрее и прочнее. В теме об управлении эмоциями говорилось: они помогают запоминать. Информация, не закреплённая никакими эмоциями, быстро стирается из памяти, как несущественная.

Из курса школьной биологии нам известно, что левое и правое полушарие мозга несколько отличаются функционально. В левом полушарии расположены зоны, определяющие логическое мышление, способность к анализу, критическому осмыслению материала, а также зона Брока, отвечающая за речь.

Функционал правого полушария связан с образным мышлением: воображением, фантазией, а также с такими эмоциональными процессами, как чувства и переживания.

С правым полушарием связано синтетическое мышление, способность к обобщению, нахождению сходства, а благодаря левому мы замечаем различие.

Развивающие мозг игры для взрослых
Можно развивать зоны каждого полушария отдельно, а можно вместе. То есть существуют задачи преимущественно для логического мышления. Это интеллектуальные игры для взрослых под названием наука. Но без хорошо развитых правополушарных зон учёный останется хорошим лаборантом, исполнителем. Для великих теорий нужно хорошее воображение.

Итак, большая часть математических задач, головоломок, шарад развивает логическое мышление. Однако школьные, а то даже и задачи по высшей математике порой кажутся скучными, сухими, не эмоциональными. Поэтому слабо тренированный мозг быстро устаёт при их решении, не получая эмоциональной подпитки.
Самоё любопытное, что для активизации правого полушария не так уж много надо – достаточно включения главных каналов восприятия человека: зрения и слуха. Для большего эффекта желательно, чтобы яркие, хорошо детализированные картинки двигались. А ещё лучше, чтобы двигались целенаправленно согласно сюжету. И чтобы сюжет был многосерийный. Если собрать всё это воедино, мы получаем игры. Сейчас это компьютерные игры, а до них были настольные. Например, хорошо известная «Монополия».

Кстати, биография изобретателей «Монополии» весьма поучительная. Семья, которая придумала эту игру, бедствовала пару лет, не имея дохода. И чтобы не сойти с ума от скуки и самогрыза, вместе придумали настольную игру о том, как они разбогатеют, как станут владельцами заводов, газет, пароходов. Отличная визуализация! Работу они так и не нашли, но догадались игру запатентовать. Разбогатели и стали владельцами.

Компьютерные игры и развитие мозга
Чем быстрее развивается игровая индустрия онлайн игр, собирая сотни миллионов поклонников и миллиардные прибыли, тем жарче споры по поводу того, так всё-таки эти игры – зло или благо для интеллекта всего вида Homo sapiens.

Развивающие мозг игры для взрослых
Лет 6 назад у нас в главном храме города отец Сергий 2 часа проповедовал, что интернет и его забавы – страшное зло, изобретение дьявола. Я очень удивилась. В конце лекции подошла к нему и показала на последней странице Библии, которая продавалась в церкви, эл. адреса церковного издательства и типографии.

И вообще не трудно заметить, что против любых игр больше всего борются главные конкуренты. У всех людей есть потребность в структурировании времени, то есть желание найти какое-то интересное, хорошо бы и полезное занятие. Удовлетворив эту потребность в сети, в церковь ходить уже не обязательно.

Думаю, трудно сейчас найти человека в возрасте до 40 лет, который не знает, что означают слова бродилки, стрелялки, гонки, симуляторы, аркады, пасьянсы и т.д.

Каждый из этих игровых жанров влияет на те или иные свойства мозга. Даже самые ругаемые стрелялки, вроде «Конторы» или «Анриал», и полузабытый «Дум» развивают скорость реакции, способность быстро принимать тактические решения и умение работать в команде.

Сегодня у каждой компьютерной игры есть цель, которую нужно достигнуть, чтобы выиграть, усложнение происходит постепенно. Есть такая очень важная опция в мозгу, которую назвали «рефлекс цели». Считается, что врождённая склонность к его выработке достаётся всего нескольким процентам счастливчиков – успешным людям. Но наблюдая за игроками, начинаешь подозревать, что целеустремленных людей намного больше.

На мой взгляд лучшими для развития интеллекта являются логические игры типа маджонг, некоторые пасьянсы и разумеется стратегии.

В играх маджонг нужно решать логические задачи: удалять кубики одного цвета, или собирать пары, или линии по 3. Особенно классно, когда рисунок – иероглиф. Вот и развитие наблюдательности, анализа, пространственного воображения. Есть упражнения на развитие памяти, когда фишки перевёрнуты рисунком вниз. Нужно открывать их по очереди, запоминая расположение, и удалять по 2. Даже наша трёхлетка была в восторге от этих игр (для неё с детским рисунком).

Компьютерные стратегические игры
Компьютер у нас 13 лет. Покупали для работы и учёбы, но добрый сборщик захватил с собой диск с непонятным названием «StarCraft». Через 72 часа мы в конце концов уснули рядом с клавой. И с тех пор в нашей семье слово «стратегии» произносится с придыханием. Изобретатель этой игры – реальный живой гений. Для 1998 года это был просто игровой шедевр. Игра интуитивно понятна. Даже без русской озвучки понятны цели миссии. Кроме всего прочего эта игра обучает менеджменту. В полной мере можешь узнать, насколько ты справляешься с управлением юнитами, как в хозяйстве, так и в сражении. В игре очень хорошо виден характер человека и все его недостатки, страхи, что уже помогает развитию.

Но самое ценное в стратегиях развитие стратегического мышления. В этих играх важно всё: где построил базу, сколько сборщиков, как расположил бункеры, пушки, предпочитаешь оборону и экономию всех ресурсов, включая человеческие. Или воюешь, как китайцы, небольшими группками по миллиону человек, транжиря всё на свете, но получая преимущество во времени.

Сравнимая по силе воздействия и трансформации мозга игра «StarWar», созданная по мотивам многосерийного культового фильма «Звёздные войны».

Немного в другом стиле стратегии с сюжетом фэнтези: нечисть, вурдалаки, орки, эльфы, люди. Это «WarCraft» и «The Lord of the Rings». Вторая по мотивам другого культового произведения «Властелин колец» Толкиена. Героев можно прокачивать, собирая боевой опыт, обучаясь справляться с магическими артефактами. Некоторые уровни сложно, а то и не возможно пройти без них. Мозг работает на всю катушку.

В завершение могу сказать, что в наших городских гимназии все дети отлично знакомы с компьютером, некоторые начали заниматься по обучающим программам с 2 лет. Играть в логические игры с 3. Скорость чтения в 6 лет 120 знаков в минуту, соображают очень быстро. В решении логических задач, не говоря уж о счёте, обгоняют не только сверстников, но и многих взрослых. Так что «практика – критерий истины».

Фото: Corbis/Fotosa.ru

5 комментариев

avatar
Согласен по поводу стратегий. Только я бы порекомендовал стратегии типа игры Цивилизация. Обучает не только тому как управлять войсками, но и тому как побеждать при помощи дипломатии.
  • mio
  • +1
avatar
Надо будет познакомиться. :) Есть ещё 2 игры совсем в другом стиле «Rise of Nations» и «Age of Empires». Наверное, Цивилизация похожа.
avatar
В качестве развивающей игры порекомендую покер. Мозг начинает уставать уже после часа интенсивной игры.
  • Leo
  • 0
avatar
Вот о покере я знаю чуть больше, чем ничего. Почему-то не манит. Хотя все мужчины, которых я знаю, весьма интересуются. Наверное, мужская игра :)
avatar
А мне нравятся подвижные русские игры. К примеру, в бутылочку. На кого горлышко укажет, с тем целоваться надо.
Лет 6 назад у нас в главном храме города отец Сергий 2 часа проповедовал, что интернет и его забавы – страшное зло, изобретение дьявола.
Разумеется, дьявола. Дело в том, что и наука, и искусство сугубо дьявольские изобретения. Тут нечего добавить или убавить. Вопрос лишь в том, что люди хотят таких изобретений. В сущности, любое творчество — привнесение замысла демиурга.
Чтобы писать и задавать вопросы в комментариях – зарегистрируйтесь на сайте.

Если вы уже зарегистрированы, то .