Развитие ребёнка в 4-5 лет

Дальнейшее развитие ребёнка происходит по пути усложнения движений, аналитического мышления, межполушарных взаимодействий. Развитие происходит одновременно и вширь и вглубь, но углубление постепенно начинает преобладать.
В психологических и педагогических экспериментах доказано, что развитие тонкой моторики мышц пальцев и кисти непосредственно влияет на развитие высших ассоциативных зон мозга. Вероятно поэтому Энгельс высказал гипотезу о том, что осознанный ручной труд помог совершить качественный скачок гоминидам, превратив их в человека разумного.

Развитие ребёнка в 4-5 лет

Развитие мелкой моторики – портал в логическое мышление
Развитию мелкой моторики способствуют любые занятия с мелкими деталями. В этом возрасте дети уже самостоятельно вырезают элементы для аппликации, наклеивают их на лист, нанизывают бусины на тонкую леску. Ближе к пяти годам ребёнок уже может работать с крупным бисером, составляя несложные узоры и вышивать.

Так же хороши рисование, разукрашивание и лепка, поделки из природных материалов.

Особенно ценно в этих занятиях развитие взаимодействия между левым и правым полушарием. Образ черепашки, которую мы делаем из ореховой скорлупы нужно удерживать в памяти, но при этом левое полушарие изучает и запоминает пошаговый алгоритм создания маленького чуда, развивая анализ.

В течение пятого года жизни ребёнок окончательно научается рисовать по пунктирным линиям, при разукрашивании не выходить за пределы контура, учится равномерной штриховке, проводить ровные линии, не отрывая карандаша, регулировать нажим. Это подготовительный период для обучения письму.
Психологически ребёнок готов научиться писать, если написав одну букву, он испытывает огромную радость – больше, чем от других занятий. А также, если он сам тянется к ручке, просит купить прописи, пишет буквы везде, где можно и нельзя. К этому возрасту закладываются основы критического мышления, механизм наблюдения и исправления ошибок, то есть ребёнок замечает логические ошибки в рисунках, а потом и графические в своём письме. Например, наша младшая цифры пишет более или менее похоже, а когда начала писать буквы, то почти всё писала лёжа, а не стоя. Простое замечание ничего не изменило, тогда я стала мягко подшучивать над стилем письма. Говорила, что буквы, наверное, устали, не выспались, так и спят на дорожке. Стала внимательнее.

Изучаем буквы и цифры
Сначала мы купили кубики: пластмассовые с наклеенными буквами и картинками. Буквы были отклеены в течение одной недели. Те, которые не поддались, были выкупаны в ванной, после чего отклеить удалось, слепить в одну массу. И выкинуть.

На втором этапе мы начали отыскивать буквы в детских книжках, где крупный шрифт и много рисунков, но тоже гораздо больше привлекли внимание картинки. Зато научились читать по картинкам. Очень трогательное зрелище, когда малышка водит пальчиком по строчкам, как бы читая «Муху-цокотуху», а на самом деле просто помнит наизусть. А самая прелесть, когда забывает строчку, мигом придумывает замену с соблюдением ритмического строя стиха и рифмы.
Но всё это не сильно продвинуло в основной задаче – изучении букв. Это при том, что ребёнок ходит в садик. И там есть занятия. Как бы занятия как бы есть…

Наконец я поняла, что пора привлекать тяжёлую артиллерию – ноутбук. В принципе я это давно прочитала во взгляде малышки: смесь зависти, восхищения, голубой мечты. Не хотелось слишком рано виртуалить жизнь. Интроверт интуит после знакомства с коробочкой мечты может сильно измениться, сократив детство, общение со сверстниками, прогулки и живые игры. В результате у ребёнка образовалась супермотивация во что бы то ни стало получить доступ во взрослую жизнь, так как все взрослые работают на компе и днём, и ночью. И всё новое, яркое и приятное в жизни появляется благодаря этой работе.

Развивающие игры: изучаем буквы и цифры
Одним словом, сработало. Сначала я нашла детские порталы с самыми простыми играми.

Просто знакомство с буквами. Но буквы крупные, яркие и анимированные. Глазки хлопают, буква подпрыгивает на месте, диктор озвучивает её ангельским голосом.
Очень понравилось управление. Смена букв производится нажатием на пробел – самую большую клавишу, не промахнёшься. Ребёнок сам может играть, без помощи взрослого, хоть с 2 лет. В общем полтора часа мы прогоняли алфавит по кругу. Минус только один – не все буквы произносятся чётко, лучше бы профессионального диктора пригласили.

Нет, конечно, таким образом за день мы не выучили алфавит. Мало того, интерес явно был к самому процессу оживления букв – нажимаешь, а она движется и разговаривает с тобой. В случае смещения внимания информация усваивается подсознательно, то есть создаётся база для лёгкого изучения букв в других играх и возрастание интереса.

Мне кажется, не все взрослые понимают, что буква для ребёнка – это ничто, закорючка, мёртвый знак, который ничего не значит и ни на что не влияет. А весь остальной мир живой. Котёнок мяукает, бегает за бантиком, погладишь – мурлыкает. А буква в книге?

Значит, её надо оживить, придать ей индивидуальность, создать лицо.
Для этого в развивающей литературе буквы рисуют в виде картинок – образов, чтобы в мозгу ребёнка буква или цифра ассоциировались с картинкой. Например, буква А с домиком или лесенкой, цифра 2 – змейка. Обучение ускоряется, правда некоторое время ребёнок будет называть двойку змейкой.

Но в компьютерных играх картинки оживают. Первое знакомство с буквой – это мини-мультик. Например, пятёрка изображена в виде футболиста, который мускулистой ногой забивает мяч. Мультик сопровождается стишком на 4 строчки.
Это я сейчас рассказываю о сайте, где очень тщательно подошли к буквам и цифрам.

Под каждую букву сделана серия игр (6-8) с воздействием на разные каналы.
Первая игра – ознакомительный мультик, вторая – конструктор, нужно собрать букву из нескольких частей, перетаскивая мышкой их на свои места. Минус – работа с мышкой. Это не такие простые движения, внимание уходит на чисто технический процесс. Третья – это рисование буквы точками, вроде вышивания крестиком. Ещё сложнее движения, надо очень точно попасть в нужное место на экране. Но когда получается, удовольствия море.

Потом нужно узнать изучаемую букву среди других в таблице 4х4. Если ошибся, программа сообщает об ошибке и предлагает исправить их. Я научилась не мешать ребёнку ошибаться. Страх перед ошибкой – основа неуспешности в жизни. А спокойное отношение к их исправлению – основа психического здоровья.

Следующая игра – нужно выделить картинки, в которых есть такая буква в любом месте. Происходит сопоставление звука и буквы.

Особенно мне понравилась буква Ы. По мнению авторов игры ребёнок сам должен догадаться, что надо выбрать картинку, где нарисованы слоны. И догадаться, что рядом нарисованы кубики, а не кубы. Очень мася возмущалась по этому поводу. Пришлось объяснять, что логика – это формальное договорное явление, основанное на правилах.

И в конце раскраска тоже со стихами.
Первые 3 игры с цифрами построены по такому же принципу. Знакомство с формой.
Остальные посвящены собственно счёту, то есть пониманию, что цифрой обозначается количество, а не звук.

4 комментария

avatar
Интересный текст. Даже стало немного жалко, что не завел детей.
  • boy
  • +1
avatar
О, заводные дети! :)) Шучу. Мне кажется, мужчинам с этим проще. Можно завести хоть в 70. Разве нет?
avatar
)) Не сказал бы, что проще. В моральном плане даже сложнее — нужно быть готовым нести полную ответственность за другого человека.
avatar
Вообще-то это в любом возрасте. У меня такое ощущение, что однажды придётся экзамены вводить на взрослость. И право на рождение ребёнка. Когда-то, читая фантастику на эту тему, такое разрешение казалось дикостью, грубым нарушением прав человека. Теперь не кажется.
Чтобы писать и задавать вопросы в комментариях – зарегистрируйтесь на сайте.

Если вы уже зарегистрированы, то .