Развитие ребёнка в 3 года

Для всех видов развития игра наилучший метод. Хотя я встречала онлайн и оффлайн педагогов, которые считают, что игры всё-таки не панацея, потому что с их помощью не возможно выработать чувство долга, тотальной ответственности, привычку к монотонной деятельности, умение ограничивать свои желания…Так и хочется продолжить: умение затягивать пояса, наступать на горло собственной песне…

Развитие ребёнка в 3 года

Прочитала отличную статью Татьяны о счастливом, точнее не очень счастливом детстве, и подумала: а может этих педагогов недолюбили?

Ну и хватит о грустном. Игра – это радость. На мой взгляд она всесильна, потому что второй синоним к слову игра — творчество. А творческое отношение к жизни делает её в любых обстоятельствах интересной.

Под игрой я понимаю эмоционально насыщенное творческое целевое взаимодействие ребёнка (или группы детей) и взрослого — грамотного уравновешенного проработанного человека.

На графике жизни есть несколько экстремумов. 1 год, 3 года, 7 лет. В этом возрасте происходит качественный скачок в развитии. В год большинство начинает ходить, в 3 говорить. Куда ходить, как и о чём говорить, закладывается в предыдущие периоды.

Развитие речи
Речь не является врождённой способностью человека. Есть только потенциальная способность к неосознанной звукоимитации. То есть связи в зоне Брока образуются только при участии других людей.
Предрасположенность к раннему развитию речи существует. Это связано с темпераментом, скоростью передачи нервного импульса, скоростью и силой процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга. Но я говорю о желании проявить себя с помощью речи. А вот содержание речи на 100 % заслуга тех, кто рядом с ребёнком каждый день. В стремлении стать быстрее полноценным членом семьи ребёнок подражает и речи, и поведению взрослых. При прочих равных ребёнок раньше начинает говорить в тех семьях, где папа с мамой общаются друг с другом, причём на разные темы, обсуждают фильмы, слушают аудиокниги, говорят о рабочих вопросах.

Сказки
Незаменимая вещь для развития речи сказки или интересные истории. Я говорю только о своём опыте, о наблюдении за 2 девочками полностью противоположных психотипов. Одна интуит, другая сенсорик, одна больше склонна к интроверсии, другая экстраверт на 100 %, этик и логик, гибкая и упёртая. Одна училась слушать что-либо вообще лет 10, другой нельзя сказки на ночь рассказывать, не уснёт. Будет требовать следующей серии.

В возрасте с 2 до 3 лет рассказывают короткие сказки с большим количеством повторений. Но вероятно развитие детей ускоряется, потому что в 2,5 года обе раскритиковали и «Курочку Рябу», и «Козу и 7 козлят», и «3 поросят». Мотивы разные. Старшая сказала: «Даа. Ну и люди! Так и будут надеяться на курицу?» На своём детском языке, конечно. Младшая: «Почему они так скучно живут?»
Однако я не перестала рассказывать им эти сказки. Подождала, пока проявится потребность улучшать среду вокруг себя, пока они сами не придумали изменять сюжеты сказок, превращая скучную быль в собственную сказку. Кстати, это отличный домашний психоанализ. По сказкам и историям, которые рассказывают дети, можно вычислить их проблемы. И проговаривание не только учит создавать психические защиты, но и является первичной сублимацией.

Детские мультики
Мощное средство развития и воспитания. В хороших мультиках главный герой или несколько героев хорошо продуманы, минимально схематичны, то есть настолько живые, что ребёнок начинает верить в их существование. И если главный герой одновременно добрый и сильный, не боится трудностей, но при этом способен к сочувствию, ребёнок воспримет такое поведение как норму. Однако очень важно смотреть мультики вместе с ребёнком, чтобы он чувствовал живой интерес родителя, его эмоции, мысли (не нотации!). Потому что это мир ребёнка, интерес к самому ребёнку, а значит его принятие, основа будущей самооценки. У нас хитом сезона с 2 до 3 лет был «Лунтик». И сказки дальше мы уже сочиняли про Лунтика.

Сочинение сказок развивает и речь, и мышление в целом. До 3 лет преобладает наглядно-действенное мышление, постепенно трансформируясь в образно-действенное.

Сюжетно-ролевые игры с игрушками
По мере формирования образно-действенного мышления постепенно мы начинали играть игрушками по определённым сюжетам. На мой взгляд первой лучшей игрушечной компанией для ребёнка являются игрушки – герои его любимых мультфильмов. На сегодняшний день у нас царит озорная Маша: от обоев до оформления велосипеда, точнее до развивающих компьютерных игр, где Маша варит варенье, собирая разные виды овощей и считая их по ходу, бегает за зайчиком и т. д. Речь, счёт развивается азартно и быстро.

К сюжетно-ролевым играм относятся: поход в магазин, на рынок, в поликлинику, в детский сад (много интересного узнаёшь о воспитателях), в кино, на речку, на работу.

В этих играх развиваются способности к обобщению предметов. С 2 до 3 лет ребёнок объединяет предметы по цвету и величине, иногда уже и по форме. Некоторые дети в три года чётко понимают разницу между плоскими и объёмными фигурами (круг и шар, кубик и квадрат, треугольник и пирамида).
Обобщение предметов по главным признакам, по функциональности только намечается. Хотя я замечала, что посуда, игрушки, транспортные средства легче осознаются как группа, иногда овощи и фрукты. Труднее понимается группа мебель. Мы решили вопрос так. Нашли в сети и распечатали детские деньги. Месяц поиграли в мебельный магазин.

Развивающие книги, альбомы, раскраски, пазлы, онлайн игры
В магазинах продаётся специальная развивающая литература для каждого возраста. Точнее серии книг. «Учимся читать», «Учимся считать» или «Считаем с Машей» и т. д.

Мне в них нравится то, что составлены они в точном соответствии с периодом развития ребёнка. И от страницы к странице усложнение происходит очень постепенно. Перед тем, как знакомится с предложениями интернета, лучше поиграть с такой литературой. Книжку ребёнок может взять в руки, перелистать. Это книжки, где писать и рисовать можно и нужно. Изучаются основные цвета, разница в размерах и в количестве предметов. Дети ещё не умеют считать или считают до трёх. Но уже на глаз определяют, где больше, где меньше игрушек, фруктов и т. д.

Раскраски есть и в этих сериях. А мы вообще скачали с сайта, там их тысячи, распечатали на принтере на плотной бумаге. Разукрашивай, сколько хочешь. Бумага не рвётся, хотя ребёнок ещё сильно нажимает на карандаш.

После этих книжек можно переходить к обучающим онлайн играм. Они построены по тому же принципу, что и книги. Но нужно научиться пользоваться мышкой или клавишами со стрелками. Может, конечно, и мама поставить галочку или выбрать правильную картинку, но к 3 годам «Я сам» звучит на каждом шагу (в норме). Потребительство и паразитизм здоровым детям не свойственны.

Но главное правило в развитии ребёнка – не надо к этому относится, как к тяжёлой и нудной работе. Если чувствуешь усталость, раздражение, то лучше доверить такие занятия профессионалу.

Иллюстрация: Bridgeman/Fotodom

0 комментариев

Чтобы писать и задавать вопросы в комментариях – зарегистрируйтесь на сайте.

Если вы уже зарегистрированы, то .