Развитие ребёнка 3-4 лет

В статье я хочу рассказать о своём опыте преимущественно психического развития ребёнка, потому что заметила: о физическом заботится природа.

Развитие ребёнка 3-4 лет

Ежедневные прогулки во дворе, игры с другими детьми разных возрастов прекрасно развивают всё, что необходимо. Играть в мяч, попадать мячом в цель, держать равновесие – «ласточка», делать мостик, кувыркаться через голову в разных стилях, подтягиваться на турниках, переворачиваться, ходить по широкому буму без поддержки, кататься на трёхколёсном велосипеде и самокате наши дети учатся преимущественно в детском коллективе. В детском саду, во дворе, на аттракционах. Этому очень способствует соревновательный дух и азарт. Летом разноцветных горошинок в нашем дворе становится раза в 2 больше: 30-35 детишек. Зимой кое-кто возвращается в камерную жизнь мегаполиса. Физическое развитие во многом безлично, совершенствование инстинктов. С интеллектуальным развитием так не получится.

Интеллектуальное развитие ребёнка в 3-4 года
Я считаю, что интеллектуальное развитие личностное. Это один из процессов формирования личности. И содержание того, чему учат, имеет определяющее значение.

В эти годы закладывается база: о чём будет думать растущий человек, а не только как быстро, широко и глубоко. От того, какие сказки слушает ребёнок, какие он смотрит мультики, во что играет, зависит, каким он вырастет человеком.

Нравственное развитие с помощью мультфильмов
Например, мне с первого знакомства с западными мультиками не понравилось количество латентной агрессии, жестокости и неразборчивости в средствах. Вот вроде бы маленький (как бы слабый) побеждает большого (условно сильного). Но очень часто он делает это не просто находчиво или даже хитро, а подло и в особо извращённой форме. Пропаганда успеха – прийти первым любой ценой, хоть по головам или по трупам.

В нашей семье решили, что нам этого не надо, потому что первыми ступеньками на этой лестнице успеха будут наши головы. Поэтому мы скачали с торрентов все советские и русские мультики, которые нашли. А иностранные наши девчонки увидели не раньше 5 лет, когда у них уже сформировалось некоторое представление о том, что такое хорошо и плохо. И они сами пришли к выводу, что мышонок, который издевается над туповатым котом, это мелкий садист, а не герой. В 5 лет мы посмотрели «Рапунцель», «Золушку», «Красавицу и чудовище». Но в фундаменте «Лунтик», «Винни Пух», «Самый маленький гном», «Ёжик в тумане», «Крошка Енот».

Развитие ребёнка 3-4 лет
Развитие логического мышления, внимания, памяти
На всех сайтах, посвящённых детям, очень любят выражение «ребёнок должен». Я от этого благополучно выздоровела, поэтому сформулирую так.
И Вам, и Вашему ребёнку будет комфортнее в обществе, если он соответствует принятым в нём нормам развития. Однако если он отстаёт, а у флегматиков такое бывает, это повод подумать, а не впадать в панику.

Умения ребёнка в 3-4 года
1. Собирать разрезанную открытку или набор пазлов из 4 частей.
Наши собирали из 16 в 3, 5 года, в 4 из 32.
2. Найти и объяснить ошибки в рисунках.
Например: на рисунке лето, а мальчик в лыжах.
3. В группе объектов находить лишний.
Обобщение по главному признаку. В обучающих книжках много таких упражнений.
Среди группы машин стул, например. А концу книжки среди легковых машин одна грузовая, то есть более тонкий признак для группировки.
4. Сравнивать 2 очень похожих объекта и находить одно или несколько отличий.
Тоже много таких картинок и много игр на развивающих сайтах. Например, две одинаковые девочки, но одна без бантика. В игре надо щёлкнуть на бантик, он пропадает, а за сообразительность дают медаль с поощрительным возгласом «Великолепно» и торжественным маршем. Впечатление огромное.
У нас за час таких занятий учитель раньше устаёт, чем ученик.
5. Запоминать картинки. А вот тут компьютерные игры лучше. В пакет маджонга (есть детский) входит игра, где нужно запоминать картинки, а потом щёлкать попарно. И подглядеть не получится.
6. Находить пары одинаковых предметов. Эта же игра подойдёт. Мне она ещё нравится тем, что развивает абстрактное мышление, потому что на картинках уже не варежки и котята, а детское домино с разным количеством точек (0-4). Их ещё надо успеть пересчитать. Но есть такие игры и с грибами, ягодами.
7. Запомнить и повторить сказанную взрослым фразу из 4-5 слов. Лучше всего тренировать этот навык на детских стихах и песенках. Это как раз одна строчка. То же с движениями.
8. Выполнять задание минимум 5 минут, не отвлекаясь. Если с ребёнком занимались с младенчества, то навык формируется раньше, ребёнок может не отвлекаться и 15, и 30 минут. Недавно впервые купили пропись к школе. Через полчаса она нам была предъявлена в законченном виде. Картинки наше солнышко не захотело разукрашивать: «Я что вам маленькая!»
Работаем над пониманием, что быстро и хорошо не всегда совпадают.

Развитие речи в 3-4 года
1. Описание картинки в виде сюжета, пересказ мультиков, сочинение своих сказок или продолжение известных.
Очень мы это дело любим. И воображение развивается. И видно, где ребёнок ставит акценты. И с какими проблемами он сталкивается и не может решить. Сказка про ёжика, который ни с кем не делился конфетами.
2. Речь усложняется, предложения становятся длиннее, кроме существительных, местоимений, глаголов и прилагательных появляются наречия, иногда удивляя взрослых. В сказке о шапочке:
« Бабушка! А почему у тебя большие зубы?» «Внучка! Да это несусественно!» Решила проверить мнение опытных педагогов о том, что дети не понимают, о чём говорят. Спрашиваю: «Лапунцель! А что такое несущественно?» Ответ: «Не важно».
3. Легко отличаем и знаем название разных видов посуды, мебели, которая есть в доме, игрушек, одежды, домашних животных 6-8, диких 5, по 4 птиц, рыб и насекомых, растений: деревьев, цветов, овощей, фруктов и ягод.
Но в реальности, если занимаешься по книгам и играм, то словарь будет намного шире, потому что в разных играх разные животные и всё остальное.
4. Положено знать и любить стишки и песенки. Однако в реальности это зависит от психотипа. Интуиты очень любят отвлечённое знание. А сенсорики не стихи будут рассказывать, а рецепты или алгоритмы действий. И то не охотно, потому что у них акцент на делать, а не говорить.

В заключение могу поделиться несколькими секретами. Когда каким-то видом упражнений девчонки не хотели заниматься, мы менялись ролями. Ребёнок становится учителем и объясняет малышу (родителю), как решать задачу.
Если совсем не хочет заниматься, стоит начать заниматься с соседским ребёнком, включаются безотказные механизмы собственности и конкуренции за внимание мамы, которую вот-вот угонит чужак.

Я занималась с соседской девочкой из трудной семьи. Объясняла ей суть деления. В чём разница между делимым, делителем и частным. Та в упор не понимала. Предлагаю взять 6 шашек и разложить на 3 кучки, чтобы в каждой поровну было. Девочке 11 лет. Ничего не получается. Через полчаса малая (4 года) не выдерживает, берёт шашки, раскладывает, как надо, смотрит молча и торжественно.

Да, метод не этичный, но эффективный, как мем. Но потом, конечно, последовала беседа о том, как живут другие дети, и почему 5 дней из 7 у них синяки на теле.

Иллюстрация: Bridgeman/Fotodom

0 комментариев

Чтобы писать и задавать вопросы в комментариях – зарегистрируйтесь на сайте.

Если вы уже зарегистрированы, то .