Развитие интеллекта ребёнка

В теме о развитии интеллекта я упоминала, что развитие на разных стадиях происходит по-разному.

Развитие интеллекта ребёнка

Для ребёнка дошкольного возраста свойственно холистичное – целостное восприятие мира. Зона мозга, отвечающая за аналитическое мышление, ещё не развита. Левое полушарие в целом, а значит, и анализ развивается после рождения и постепенно. И по мере развития ребёнок утрачивает целостность, чтобы обрести её в более взрослом возрасте (если повезёт), но уже на другом уровне. Целостность взрослого человека уже включает и логику, и анализ.

Ребёнку же свойственен первичный синтез. Как образно называют этот состояние психологи, ребёнок – это человек до грехопадения. А в яблоке познания вероятно и была информация о наличии левого полушария, способностей к аналитическому, а значит и критическому мышлению, которое ничего не желает принимать на веру, а требует опытов, доказательств и свержения авторитетов.

Однако под образованием ребёнка обычно принято понимать развитие левого полушария. И тут возникает первая трудность. Арифметические задачи, операции с цифрами ребёнку не интересны. Абстрактное мышление ещё не развито. Ребёнок дошкольного возраста ещё не может представить себе отвлечённо, абстрагируясь от конкретных яблок, зачем их надо складывать. Ну вот было 2 кучки, их сложили, получилась одна. Что сущностно изменилось в жизни ребёнка?

Что важнее: левое или правое?
Показателен пример того, как решают математические задачи дети из так называемых архаичных культур (зулусы, эскимосы) или дети пастухов, которые никогда не учились в европейской школе и которые так и продолжают мыслить предметно.

Задача: у пастуха 7 баранов, 2 убежало, сколько осталось? Сколько ответов у этой задачи?

Большинство горожан скажет, что только один. А дети пастухов отвечают, что не известно. Потому что пока они будут бегать за двумя пропавшими баранами, остальные разбегутся или волки утащат и т. д. Попытка объяснить детям, что они должны отвлечься от реальности, то есть перестать доверять своему жизненному опыту, а поверить каким-то посторонним дядям, от которых хлевом не пахнет, не увенчалась успехом.

Другая задача: на дереве сидело 3 птицы, охотник выстрелил, одна упала, сколько осталось? Эта задачка сбивает с толку и городских. Это одна из задач теста для поступления в гимназию. Самое любопытное, что правильный ответ по мнению составителей теста правополушарный. Птиц на дереве не осталось. Так как не одна уважающая себя птица не останется на ветке после выстрела по соседке.
Эти два примера неплохо иллюстрируют, почему лучше с самого детства развивать оба полушария у ребёнка, давать ему оба вида задач, объяснять между ними разницу. Потому что суть развития интеллекта человека и состоит в том, что синтез и анализ, логика и интуиция, абстрактное и конкретное не противоречили друг другу, а дружно помогали в решении жизненных задач. И чтобы ребёнок с детства научился разбираться, в каких ситуациях лучше включать логику, в каких интуицию, а в каких вообще лучше положиться на инстинкт.

С учётом того, что мир для ребёнка ясельного возраста цел и неделим, а значит в нём одновременно всё одинаково важно и одинаково неважно, потому что значения ещё не присвоены и не закреплены, потому что ещё нет сравнений, иерархии, лучше и хуже. Есть смутные неосознаваемые ощущения, что сытость лучше, чем голод. Соответственно и нет места для речи. Зона речи не случайно в левом полушарии, это явление аналитическое, разделяющее. Слова делят мир на пазлы.

Соответственно чем моложе организм, тем ближе обучение к воспитанию, то есть правильному эмоциональному питанию в первую очередь, а потом интеллектуальному.

Поэтому чем меньше ребёнок, тем меньше деталей в игрушках, и тем больше каналов восприятия они учитывают. То есть игрушка должна быть не просто яркой, но желательно, чтобы она что-то делала, имитировала жизнь, хоть раскачивалась, как неваляшка и звуки издавала.

Хотя советовать о том, какие игрушки покупать конкретному ребёнку, дело не слишком благодарное. Люди разные, с разным генотипом и склонностями. Разница в темпераменте, который станет основой характера, видна в роддоме.

К году эта разница уже определяет вкусы и склонности. Например, я с большим изумлением обнаружила, что существуют дети, да ещё девочки, которые игнорируют мягкие игрушки. И предел мечтаний такого ребёнка — движущаяся игрушка с множеством огней и разными мелодиями. Но и то… «пока не появился Юпи», точнее Лего. После чего из трёх разных видов конструкторов девочка пытается сотворить одно здание, никогда и нигде ещё не виденное. Так склонности реализуют себя. У взрослых такой психотип называется интуит. И способность к отвлечённому мышлению очень рано проявляется. И с речью проблем нет. Первые предложения появились в 1,5 года.

Два подхода к развитию интеллекта ребёнка
Первый подход, который разделяют большинство типологов и психологов, состоит в том, что развивать надо в первую очередь те умения, к которым у молодого организма есть склонность, возможный талант.

На чём основано такое мнение? Оснований несколько. На мой взгляд, на первом месте требования рынка. Так как жизненный успех в западной ментальности связывается с тем, насколько ты сумеешь продать свои развитые способности, то и достигать надо непременно выдающихся результатов, которые сильно выделят, поднимут человека над общей массой, помогут ему победить в конкуренции, а значит завоевать высокий жизненный статус, финансовое положение и моральное удовлетворение.

Другие основания – психологические. В среднем человеческий организм устроен так, чтобы не перерасходовать энергию. Для этого он стремиться быстро выработать автоматизмы и вообще заниматься тем, что легче даётся. Опять таки в среднем: что легче ребёнку даётся, то ему и нравится. А, вспоминая тему об эмоциях, что больше нравится, то лучше и получается в конечном счёте.
Но есть ещё люди преодоления и люди долга. Они получают удовольствие от преодоления или от исполненного долга. Одни становятся чемпионами, а другие просто порядочными людьми, исполняющими обязательства.

Второй подход противоположный. Предлагает максимум внимания уделять самым слабым сторонам психики и сомы ребёнка, потому что сильные стороны он сам будет развивать, так как это ему будет нравиться, он к этому будет стремиться. Другими словами не потакать ребёнку в избегании трудностей. Если ребёнок не любит двигаться, поощрять к движению, занятию спортом, чтобы из него не вырос ботан-задохлик, который всего боится и не будет успешен в жизни, потому что не умеет добиваться своего.

Другими словами, чем больше сторон личности развито, тем больше у неё степеней свободы, инструментов воздействия на мир, смелости, уверенности и успеха. А по поводу рыночного успеха развитые универсалы, которые гибко реагируют на порой совершенно непредсказуемые изменения среды, востребованы рынком. И лузеров среди них меньше, чем в других группах.

В любом случае начинать заниматься с ребёнком надо как можно раньше. Важнее всех игрушек, сладостей и липких «муси-пуси» для ребёнка адекватное искреннее, а главное, постоянное внимание взрослых. Занятия столь же важны, как кормление и укутывание.

Иллюстрация: raquel

5 комментариев

avatar
Хоть у меня и нет еще ребенка, но прочла с удовольствием.)
  • may
  • +1
avatar
Делюсь нашим любимым семейным видео.
Только гениальный воспитатель может научить чему бы то ни было ребёнка в 4 года на таком уровне. И чтобы малыш при этом остался 4-летним ребёнком, а не поломанным роботом. Браво воспитателю за чистый и светлый смех малыша.
www.youtube.com/watch?v=Y5z3ySNvw24
avatar
Согласна насчет гениальности воспитателя. Слышала, что в Китае достаточно много детей, обученных игре на пианино в раннем возрасте.
avatar
Очень интересная статья! Моему сыну понравилась задачка про птиц и охотника. Он вначале решил ее одним полушарием, а потом другим. Ну а сейчас требует еще))
avatar
Задача: у пастуха 7 баранов, 2 убежало, сколько осталось? Сколько ответов у этой задачи?

Большинство горожан скажет, что только один. А дети пастухов отвечают, что не известно. Потому что пока они будут бегать за двумя пропавшими баранами, остальные разбегутся или волки утащат и т. д.

И кто-то проводил эксперимент в работе с такими детьми? Они могут сказать, что угодно… Вообще задача на самом деле сформулирована неверно. Нужно формулировать не сколько осталось?, а сколько сейчас в стаде?

Условие задачи порождает путаницу, а не мышление детей. В разрезе арифметики она может и верна, но не верна уже в плане математики.

Что такое один? Что такое два? Это результат соглашения. Если мы согласимся с тем, что 1 яблоко — это 2 яблока, то 1=2. Я говорю не о числах, а попытках измерять ими количество чего-то. Само число не мерило количества. Это просто приписанные ему свойства.
Чтобы писать и задавать вопросы в комментариях – зарегистрируйтесь на сайте.

Если вы уже зарегистрированы, то .