Осознанные сновидения и теория двухпалатного мышления

Существует гипотеза двухпалатного мышления. Она подразумевает, что ещё 3000 лет назад люди думали иначе и имели другой уклад восприятия личности. Гипотеза предполагает, что то другое состояние и другой взгляд на себя самих был связан с тем, что при той же физиологии у античных людей были иные функции полушарий головного мозга и некоторых желез внутренней секреции. Последним изменением, которые получили люди была перестройка нервной системы и мозга. Внешних изменений практически не произошло. А вот внутренние были так грандиозны, что мы смело можем говорить о том, что Гомер и его современники жили в другом психологическом измерении. Мы попытаемся выявить насколько осознанные сновидения могут стать способом достижения утраченной способности слышать «голос богов».
Гомер не так сильно грешит иносказаниями и аллегориями. Вместо этого он описывает психологию своих современников. Не нужно очень уж тщательно искать, нужно лишь признать факт того, что ещё 3000 лет назад люди имели другой тип психологического устройства, в котором не было личности в нашем понимании. Подавляющее большинство, чуть ли не все из дошедших до нас, памятников философской мысли и литературы говорят о том, что мышление людей было иным.
Американский психолог Джулиан Джеймс, в конце 70-ых годов 20-го века, стал автором гипотезы о том, что сознание с «я» и осознаванием этого «я» было не всегда, вообще возникло относительно недавно. В своих лекциях он весьма аргументированно предполагал, что это произошло примерно 3000 лет назад. Он выявлял закономерности в развитии цивилизаций и типологии мышления.
В основе этого другого типа психики лежит концепция двухпалатного ума — законодательного и исполнительного функционала мышления.
Она подразумевает возможность человека мыслить как слышать и слышать, чтобы действовать. Именно по аналогии со своим собственным мышлением создавалась государственная форма правления всех ориентированных на волю богов цивилизаций. И она была двухпалатной. Практика показала, что такая форма не всегда оказывается прогрессивной: иногда ведёт к перенаселению или невозможности действовать слаженно тогда, когда это необходимо. Люди сами изжили в себе тот уклад психики, поскольку социальные образования имели от него всё больше проблем. В литературе и философии этот период обозначается примерно 600 г. до нашей эры. Именно в этот период писал свои сочинения Солон, а они уже максимально похожи на творения, который оставил бы современный философов. Солон, хотя это изречение и приписывают Дельфийскому Оракулу, изрёк «Познай себя», чего нельзя было бы ждать не только от Гомера, но и от Сапфо или Архилоха.
Практически все цивилизации пережили период прямого общения с богами, потом боги оставили людей, а их место попытались занять прорицатели, основывающиеся на приёмах мантики или астрологии. Прямая связь со слышанием воли богов оказалась слишком проблематичной. Люди сознательно вытеснили её, заменив способностью к интерпретациям.
Радикальность этого изменения, которое произошло с людьми, привело к тому, что бывшее когда-то основной формой проявления способности человеческого ума к познанию стало шизофренией. Всё дело в буквальной конкретике самого процесса слышания. Когда-то эту функцию выполняло правое полушарие, тогда как непосредственно лингвистические были прерогативой левого. В момент потери такой способности и утраты системы двухпалатного сознания человечество потеряло и фактор прогресса и основной ограничительный механизм. Но слышали они не метафорически, это не фигуральный образ. Вне зависимости от того — был ли в действительности Гомер или нет — никто не стал так бы частить с этими аллегориями. О слышании голосов древние авторы говорят постоянно.
Несмотря на поздние вкрапления невозможно выделить в «Одиссее» или «Иллиаде» какие-то поступки или логику человека в здравом уме, так как это понимаем мы. Практически все герои, с нашей точки зрения, безумны. Они слышат голоса, а сами считают себя успешными лишь в той мере, в которой смогли претворить в жизнь то, что услышали.
Способность побывать в шкуре античного или доантичного человека даёт осознанное сновидение. Уже в тот момент, когда сновидящий, работающий со сном по методике предложенной Карлосом Кастанедой, достигает вторых врат сновидения — он начинает слышать голос эмиссара сновидения.
Что это такое? Вторые врата — это способность переходить из одного сна в другой прямо во сне. Если первые врата — это установление осознавания себя во сне, то вторые это путешествие из сновидения в сновидение без пробуждения. Уже в этот момент вполне отчётливо можно услышать вполне чёткий голос, который рассказывает о том, что происходит и как. Каким образом себя вести, когда и как и нужно «исчезнуть», когда «появиться». Он рассказывает о том, почему персонажи сна ведут себя определённым образом, как относиться к возникновению каких-то сюжетов. Перепутать голос эмиссара сновидения со своим собственным голосом или своим мышлением практически невозможно. Сразу чувствуется, понимается, что это абсолютно не твоё мышление.
У Карлоса Кастанеды упомянуто, что он тоже подумал, что сошёл с ума. Слышать в своей голове чей-то чужой голос всегда драматично. Древние видящие обожествляли этот голос и относились к нему как к воле богов, богинь или ангелов. Во многом они правы, уже по той причине, что этот голос эмиссара никогда не врёт.
Выделим самое главное, попробуем построить модель жизни человека, которому удалось бы вернуть способность представителей древней цивилизации. С раннего утра голос говорит ему о том, чем было бы заняться наиболее эффективно. Другая часть сознания лишь поддерживает коммуникативный канал. Ничего более, поскольку голос может научить и стратегии и тактике. С одной стороны в этом прослеживается масса преимуществ. Вряд ли кто-то сможет обмануть, вряд ли человек попадёт в ту беду, которой может избежать. Не пойдёт куда-то, если его подстерегает опасность, заключит ту сделку, которая будет ему по-настоящему выгодной, выполнит ту работу, которая принесёт удовлетворение. Но современный образ мышления тут же вступает в противоборство. Во-первых, в этом видится что-то от поведения марионетки. Во-вторых, рациональный ум тут же выявляет крытые риски.
Тем не менее, чтобы не прослыть сказочниками сомнительных сказок, установим сперва аспект реальности. Может быть нам и волноваться особенно не о чём, а так просто быть не может.
Почему древний человек верил в идолов? Вам не приходило в голову, что никого силой заставить верить в то, что какой-то бог что-то ему скажет невозможно. Я не веду речь о прямой силе — палкой по голове. Речь идёт о силе мотиваций. Какой бы сильной не была мотивация — люди скорее додумаются, как им создавать спиртное, чем как им верить в богов. Они не верили, а просто у них была психика такая. Такой уклад психики, который создавал условия для того, чтобы они слышали в своих головах голоса. Вот точно так же, как сейчас слышат шизофренники.
Никакой силой, даже силой фантазии этого не сделать. Как вас зовут. Представьте, что кто-то позвал вас по имени. И теперь представьте, что так же вы услышали это прямо в голове. Шизику верить не нужно, в том-то и фокус проблемы, что он слышит голоса, а не фантазирует.
Современные неославянисты проводят культовые спектакли, испытывают какой-то подъём эмоций. Но, даже при наличии веры, они оставляют Перуна богом с которым невозможен непосредственный контакт. По крайней мере для них лично… Они готовы петь, приносить жертвы, водить хороводы и читать молитвы. Теперь представьте, что человек древности просто регулярно слышал голос в своей голове. Верил ли он? Нет, он общался. Он его слышал без наркотиков, без воздействия на свою психику какими-то методами. У него психика была другого типа.
Что случится с человеком, который испытал внетелесный опыт? Это вполне реально испытать просто силой намерения. Вот вознамерился оказаться вне тела — и так много-много раз. Если какая-то мотивация будет заставлять это делать и делать, то даже самый ограниченный в плане фантазий человек такой опыт испытает. После этого ему не нужно читать Кастанеду так, как читают те, кто опыта такого не имеет. Он ЗНАЕТ, что это вполне себе реальность.
Услышать голос эмиссара удаётся уже на 4-5 опыт путешествия из сна в сон. Что там будет «показываться» не столько суть. Главное, чтобы это было осознанное сновидение. Достаточно там задаться каким-то вопросом, как голос сразу же включается в голове. Вот разгадка феномена правого полушария, функционал которого уже признано, что не изучен в должной мере. Возникает какая-то удивительная центрированность. Голос звучит где-то внутри сознания. Он вполне отчётливо различим. Он объясняет все аспекты увиденного. К его чести, может, по воле сновидящего, прекратиться. Советы он даёт редко. Скорее — рассказывает о том, что есть что, как что-то сделать. Всегда возникает иллюзия того, что это уже было известно.
Тут хочется добавить — было да сплыло… Мало ли что я там знаю в глубине себя. Если я это прочно утрамбовал в себя, то мне это знание бесполезно. Центрированность, о которой я говорил, как и раз и связана с тем, что знание (хотя бы на уровне информационной насыщенности) становится явным.
***
Впервые голос эмиссара проявился наяву ну очень не сразу. Я очень испугался тому, что вдруг это сон. Потому что сном никаким это не было, если только всю жизнь не воспринимать в качестве сна. Как и во время практики осознанного сновидения голос был чётко узнаваемым. Когда его слышишь, то понимаешь, что имел в виду Дон Хуан, говоря что эмиссар это чуждая энергия. Чуждость в данном случае нельзя воспринимать в качестве враждебности. Голос очень чётко и явно выводил меня из несколько запутанной ситуации.
Чуть позже — самые лучшие медитации (использую этот термин только из-за того, что не хочу играть в термины) для того, чтобы «протащить» способность слышать эмиссара, которая возникает сама по себе у каждого сновидящего, в явь.
12 комментариев
А сколько, по-вашему, нужно времени на обучение?
Чтобы научиться заказывать сны и все там контролировать. До голоса Эмиссара доходить не хочу.)