Медитация Ошо ничего не даёт
Прочтите заголовок ещё раз. По мне – звучит, как музыка. Просто какой-то бальзам на раны… Как же здорово, что существуют медитации, которые ничего не дают!

Практика медитации очень часто воспринимается нами в качестве какого-то средства куда-то попасть, что-то изменить. Было хуже — стало лучше, сейчас есть проблемы — станем медитировать — они исчезнут. Скорее всего Ошо (Бхагаван Шри Раджниш) оказался единственным мистиком 20-го века, который выплеснул в массы совершенно иной подход — практика медитации не имеет цели. Собственно, медитации Ошо, в своей удивительной доступности, оказались каким-то уникальным феноменом. Никаких утомляющих целей, простые правила выполнения, доходчивое для любого уровня подготовки изложение, возможность практиковать одному и множество других революционных свойств. До появления ашрамов, центров и книг Ошо такого широкого распространения идеи возможности стать свободным здесь и сейчас на Западе попросту не было. Почитавшие книги и попробовавшие медитации быстро ощутили необычный эффект. Вернее, необычность эффекта от медитаций.
Ожидание эффекта от медитации — утомляет и сковывает. Медитация может быть во всём. Просто — обычный чай. Наслаждайтесь им...
Во-первых, удивительное время его наступления. Результат, который происходит уже в ходе самой практики.
Во-вторых, если продолжить речь о тех изменениях по формуле «было плохо — стали медитировать и всё стало хорошо», т. е. изменениях в самой жизни, — они и происходят, как оказалось, если не ставить таких целей.
Ошо большой хитрец. Он создал методы, которые смогут воздействовать практически на всех и каждого. Все статичные и спокойные техники щедро сдобрены динамическими медитациями. И в них тоже, с характерным для мастера индивидуальным почерком, смещён акцент. Вместо каких-то чинных и благородных движений, чего-то гармоничного и плавного — безумные пляски, тряски и вращения.
Масса стереотипов, которые только могут жить в голове стремящегося куда-то адепта, просто вылетают. А сам Ошо говорил, что нельзя попасть в рай, не побывав до этого в аду. Но прямо-таки в ад, конечно, никого не вёл. В основном динамическая медитация Ошо построена по одной простой и эффективной схеме. Сначала происходит что-то выматывающее, потом… Нет стадии входа в релаксацию, нет такой шавасаны, в которую нужно было бы входить. Если человек попрыгал минут 20, потом совершил ещё какие-то активные действия, то уже не надо никуда входить. Тело само войдёт в покой, как и сознание.
Ещё одной особенностью Ошо стали попытки не просто дать альтернативный взгляд, а вообще перевернуть всё с ног на голову, чтобы это «всё» само потом приняло естественное для себя состояние.

1. Значение понятий смещается. В традиции Ошо нет понятия «новичок» в обычном смысле. Для практики каких-то методов Ошо новичком быть даже лучше.
2. Отсутствие требований к первоначальной подготовке не говорит о том, что ничего читать не нужно. (Исключение составляют те, кто может получать информацию прямо из космического пространства.) Ошо рекомендовал такой подход: брать и читать все методы из «Оранжевой книги». В тот момент, когда какой-то метод подойдёт именно вам, — внутреннее существо сразу это увидит. Внутри будто бы заиграет музыка (словами самого Ошо).
3. Если вас интересует именно медитация для начинающих, то сборник «Оранжевая книга» — самое то, что гуру прописал. Он выложен на сотнях сайтов в массовом масштабе. Названия могут быть самые разные. Почему-то название «Оранжевая книга» утерялось в ходе распространения. Ищите по запросам "медитации Ошо" и им подобным. Далее — как позволит карма.

Лично я ознакомился с техниками в издании «Оранжевая книга. Измерение неведомого». Издано в 1991 году по оригиналу The Orange book 1980-го года.
4. Старые издания Ошо лучше!
5. Книга медитативных техник Ошо The Orange book поделена на 4-и времени суток. Собственно, это не только медитации на каждый день, но и для каждого утра, дня, вечера и ночи. В какой-то мере её (книгу) можно использовать в качестве своеобразного медитативного поплавка. Никто же не спорит с тем, что жизнь штука трудная. Иногда трудно всё — удерживать контроль, думать, чувствовать. Дух впадает в спячку, а бдительность на нуле…
Тогда засыпая можно положить книгу рядом. Проснуться и выбрать технику для сегодняшнего утра. Подобрать можно под любое состояние и любые условия. Если рядом кто-то ещё спит, места мало, а скоро на работу — тоже есть выход.
Динамическая медитация отпадает. В ходе её выполнения нужно прыгать и кричать «ху!» много раз. Отпадает даже Натарадж. Всё же танцевать в квартире, в смысле спонтанного медитативного танца, — не так уж и просто. Чуть позже я подскажу выход и из этого положения. А пока полистаем книгу… Для несколько стеснённых условий квартиры или студенческого общежития отлично подойдут:
6. Сутки будут вообще другими, если в каждое время суток практиковать одну медитацию Ошо.
7. Этот пункт можно назвать «проход за первый слой». Дело в том, что именно вот этот сборник получил отличную, замечательную, оправданную широкую известность, но… Создал иллюзию того, что этим всё и исчерпывается. Далеко не так…
Эти, уже ставшие классическими, медитационные техники в общем-то являются результатом компиляции, переработки и комментирования самого Ошо. Но сам-то он всё же более тантрик. В 1994 году был издан уникальный сборник его представления древней Вигьяна Бхайрава Тантры. Эту тантру можно отнести к несколько условной системе, которая в 20-ом веке была названа "кашмирский шиваизм", по месту обнаружения самих тантр.
Книга о которой я говорю носит название "Книга тайн". Читая её и комментарии Ошо к каждой тантре очень легко проследить источники мистического и медитационного великолепия Ошо. По крайней мере — один из них.
Сами тантры могут показаться несколько провокационными. К примеру, можно прочесть «Почувствуй сознание каждого человека, как своё собственное. И так, отбросив заботу о себе, стань каждым существом». Разум сразу же говорит о том, что это трудно. (Если даже не обращать внимание на то, что ещё он говорит о том, что это не нужно.) На самом деле — разум не прав в обоих случаях. Это даёт и более выигрышную позицию, и не так уж и сложно. Достаточно позволять в себе проявляться этому ощущению желаний других людей. Практиковать нужно в социуме — в метро, в кафе, в учреждениях и офисах компаний. Трудно сказать, как это получается, но — это получается.
Такой этап смело можно назвать «уже не новичок». В тантрах из «Книги тайн» много техник, которые объединены в группы. Какие-то требуют пары дней, на каких-то можно сосредоточиться на месяц, а то и два. Оно того стоит, поверьте.
8. Главное правило Ошо — практиковать в удовольствие — практически никогда не теряет своей актуальности. Однако это несколько обманчивое состояние. Таким образом можно практиковать через чур для удовольствия, только когда в удовольствие. И неожиданно обнаружить, что пару дней ничего такого не было — никаких практик медитаций. Поэтому можно поступить не менее парадоксально и вызывать в себе это удовольствие от практик.
9. Техники Ошо имеют отличную способность сочетаться со множеством других. Невероятным образом все другие идут в разы проще и естественней, если сочетать с их с самыми разными приёмами и самим настроением медитаций Ошо.
10. Некоторые техники, к примеру такие, как медитация «Гильотина», становятся ещё и техниками сталкинга. Постоянно представлять, что у тебя нет головы — очень хорошо для воина-сталкера. Это и выслеживание себя, и взгляд на себя со стороны, и контролируемая глупость в одном флаконе.
11. Музыка для медитаций Ошо, традиционная, я бы даже сказал — классическая ошо-музыка, не имеет ничего общего с медитативной как таковой. Вообще музыка нужна только для нескольких техник. Всё остальное лучше делать без музыкального сопровождения. Попытки соединить музыку и все техники Ошо имеют сильную подоплёку рефлексии.
Думаю, что музыка нужна только в тех случаях, когда без неё становится трудно. Если легко — выключайте. Наша задача услышать свою внутреннюю музыку, а не электронное булькание.
12. Я специально не указываю какие-то самые хорошие, лучшие или «мощные» техники. Особенно те, которые наиболее «мои». Подход к выбору должен быть один — его указал сам мастер. Берите и читайте все… Как только возникнет желание использовать какой-то определённый способ медитаций Ошо — сразу его используйте. Но всегда сохраняйте свою индивидуальность. По этой причине я считаю неправильным смотреть видео с медитациями Ошо. Не нужно повторять, как делает кто-то. В самих текстах и комментариях вполне достаточно информации, достаточно лишь использовать это на практике.
13. Чем больше в вас будет детского восприятия действительности, тем лучше.
14. Некоторые практики вызывают иллюзию вредности. К примеру, медитация «Кундалини», которая включает в себя стадию тряски в течение 15 минут, или «Мандала» с её вращательными движениями корпусом и глазами. Это и есть те негативные переживания и ощущения, которые даёт катарсис. Лично мне такие «мучения» доставляли определённое наслаждение. В них есть что-то притягательное и информационное. Если в ходе тряски что-то стало болеть очень сильно — виновата не тряска во время медитации, а проблемы с каким-то органом. Медитативная техника лишь подсказала, что существует проблема, которая требует своего решения.
И в заключение — обещанный выход из ситуации с невозможностью практиковать шумные методы. Он имеет смысл, если нет рядом никакой группы, вы пытаетесь работать в одиночестве. Для меня им стал велосипед. Логика очень простая: раз трудно прыгать и кричать «ху!» в квартире, то надо найти местечко — где-то очень далеко от всех и вся. Но добираться туда пешком или на машине не всегда получается. Велосипед существенно сокращает расстояния. Иногда, вместо пробежек по утрам, я катаюсь на велосипеде по утрам. И как раз к такому месту, где можно практиковать всё то, что нельзя в квартире.
Аудиокнига: Ошо Раджниш — Осознанность
Фотография: Flickr

Практика медитации очень часто воспринимается нами в качестве какого-то средства куда-то попасть, что-то изменить. Было хуже — стало лучше, сейчас есть проблемы — станем медитировать — они исчезнут. Скорее всего Ошо (Бхагаван Шри Раджниш) оказался единственным мистиком 20-го века, который выплеснул в массы совершенно иной подход — практика медитации не имеет цели. Собственно, медитации Ошо, в своей удивительной доступности, оказались каким-то уникальным феноменом. Никаких утомляющих целей, простые правила выполнения, доходчивое для любого уровня подготовки изложение, возможность практиковать одному и множество других революционных свойств. До появления ашрамов, центров и книг Ошо такого широкого распространения идеи возможности стать свободным здесь и сейчас на Западе попросту не было. Почитавшие книги и попробовавшие медитации быстро ощутили необычный эффект. Вернее, необычность эффекта от медитаций.
Ожидание эффекта от медитации — утомляет и сковывает. Медитация может быть во всём. Просто — обычный чай. Наслаждайтесь им...
Во-первых, удивительное время его наступления. Результат, который происходит уже в ходе самой практики.
Во-вторых, если продолжить речь о тех изменениях по формуле «было плохо — стали медитировать и всё стало хорошо», т. е. изменениях в самой жизни, — они и происходят, как оказалось, если не ставить таких целей.
Ошо большой хитрец. Он создал методы, которые смогут воздействовать практически на всех и каждого. Все статичные и спокойные техники щедро сдобрены динамическими медитациями. И в них тоже, с характерным для мастера индивидуальным почерком, смещён акцент. Вместо каких-то чинных и благородных движений, чего-то гармоничного и плавного — безумные пляски, тряски и вращения.
Масса стереотипов, которые только могут жить в голове стремящегося куда-то адепта, просто вылетают. А сам Ошо говорил, что нельзя попасть в рай, не побывав до этого в аду. Но прямо-таки в ад, конечно, никого не вёл. В основном динамическая медитация Ошо построена по одной простой и эффективной схеме. Сначала происходит что-то выматывающее, потом… Нет стадии входа в релаксацию, нет такой шавасаны, в которую нужно было бы входить. Если человек попрыгал минут 20, потом совершил ещё какие-то активные действия, то уже не надо никуда входить. Тело само войдёт в покой, как и сознание.
Ещё одной особенностью Ошо стали попытки не просто дать альтернативный взгляд, а вообще перевернуть всё с ног на голову, чтобы это «всё» само потом приняло естественное для себя состояние.

Основные постулаты для практики медитаций Ошо
1. Значение понятий смещается. В традиции Ошо нет понятия «новичок» в обычном смысле. Для практики каких-то методов Ошо новичком быть даже лучше.
2. Отсутствие требований к первоначальной подготовке не говорит о том, что ничего читать не нужно. (Исключение составляют те, кто может получать информацию прямо из космического пространства.) Ошо рекомендовал такой подход: брать и читать все методы из «Оранжевой книги». В тот момент, когда какой-то метод подойдёт именно вам, — внутреннее существо сразу это увидит. Внутри будто бы заиграет музыка (словами самого Ошо).
3. Если вас интересует именно медитация для начинающих, то сборник «Оранжевая книга» — самое то, что гуру прописал. Он выложен на сотнях сайтов в массовом масштабе. Названия могут быть самые разные. Почему-то название «Оранжевая книга» утерялось в ходе распространения. Ищите по запросам "медитации Ошо" и им подобным. Далее — как позволит карма.

Лично я ознакомился с техниками в издании «Оранжевая книга. Измерение неведомого». Издано в 1991 году по оригиналу The Orange book 1980-го года.
4. Старые издания Ошо лучше!
5. Книга медитативных техник Ошо The Orange book поделена на 4-и времени суток. Собственно, это не только медитации на каждый день, но и для каждого утра, дня, вечера и ночи. В какой-то мере её (книгу) можно использовать в качестве своеобразного медитативного поплавка. Никто же не спорит с тем, что жизнь штука трудная. Иногда трудно всё — удерживать контроль, думать, чувствовать. Дух впадает в спячку, а бдительность на нуле…
Тогда засыпая можно положить книгу рядом. Проснуться и выбрать технику для сегодняшнего утра. Подобрать можно под любое состояние и любые условия. Если рядом кто-то ещё спит, места мало, а скоро на работу — тоже есть выход.
Динамическая медитация отпадает. В ходе её выполнения нужно прыгать и кричать «ху!» много раз. Отпадает даже Натарадж. Всё же танцевать в квартире, в смысле спонтанного медитативного танца, — не так уж и просто. Чуть позже я подскажу выход и из этого положения. А пока полистаем книгу… Для несколько стеснённых условий квартиры или студенческого общежития отлично подойдут:
- «Сидите тихо и ждите»;
- «Иногда вы можете просто исчезнуть»;
- медитация «Гильотина»;
- «Просто смотрите в небо»;
- «Просто расслабьте дыхание»...
6. Сутки будут вообще другими, если в каждое время суток практиковать одну медитацию Ошо.
7. Этот пункт можно назвать «проход за первый слой». Дело в том, что именно вот этот сборник получил отличную, замечательную, оправданную широкую известность, но… Создал иллюзию того, что этим всё и исчерпывается. Далеко не так…
Эти, уже ставшие классическими, медитационные техники в общем-то являются результатом компиляции, переработки и комментирования самого Ошо. Но сам-то он всё же более тантрик. В 1994 году был издан уникальный сборник его представления древней Вигьяна Бхайрава Тантры. Эту тантру можно отнести к несколько условной системе, которая в 20-ом веке была названа "кашмирский шиваизм", по месту обнаружения самих тантр.
Книга о которой я говорю носит название "Книга тайн". Читая её и комментарии Ошо к каждой тантре очень легко проследить источники мистического и медитационного великолепия Ошо. По крайней мере — один из них.
Сами тантры могут показаться несколько провокационными. К примеру, можно прочесть «Почувствуй сознание каждого человека, как своё собственное. И так, отбросив заботу о себе, стань каждым существом». Разум сразу же говорит о том, что это трудно. (Если даже не обращать внимание на то, что ещё он говорит о том, что это не нужно.) На самом деле — разум не прав в обоих случаях. Это даёт и более выигрышную позицию, и не так уж и сложно. Достаточно позволять в себе проявляться этому ощущению желаний других людей. Практиковать нужно в социуме — в метро, в кафе, в учреждениях и офисах компаний. Трудно сказать, как это получается, но — это получается.
Такой этап смело можно назвать «уже не новичок». В тантрах из «Книги тайн» много техник, которые объединены в группы. Какие-то требуют пары дней, на каких-то можно сосредоточиться на месяц, а то и два. Оно того стоит, поверьте.
8. Главное правило Ошо — практиковать в удовольствие — практически никогда не теряет своей актуальности. Однако это несколько обманчивое состояние. Таким образом можно практиковать через чур для удовольствия, только когда в удовольствие. И неожиданно обнаружить, что пару дней ничего такого не было — никаких практик медитаций. Поэтому можно поступить не менее парадоксально и вызывать в себе это удовольствие от практик.
9. Техники Ошо имеют отличную способность сочетаться со множеством других. Невероятным образом все другие идут в разы проще и естественней, если сочетать с их с самыми разными приёмами и самим настроением медитаций Ошо.
10. Некоторые техники, к примеру такие, как медитация «Гильотина», становятся ещё и техниками сталкинга. Постоянно представлять, что у тебя нет головы — очень хорошо для воина-сталкера. Это и выслеживание себя, и взгляд на себя со стороны, и контролируемая глупость в одном флаконе.
11. Музыка для медитаций Ошо, традиционная, я бы даже сказал — классическая ошо-музыка, не имеет ничего общего с медитативной как таковой. Вообще музыка нужна только для нескольких техник. Всё остальное лучше делать без музыкального сопровождения. Попытки соединить музыку и все техники Ошо имеют сильную подоплёку рефлексии.
Думаю, что музыка нужна только в тех случаях, когда без неё становится трудно. Если легко — выключайте. Наша задача услышать свою внутреннюю музыку, а не электронное булькание.
12. Я специально не указываю какие-то самые хорошие, лучшие или «мощные» техники. Особенно те, которые наиболее «мои». Подход к выбору должен быть один — его указал сам мастер. Берите и читайте все… Как только возникнет желание использовать какой-то определённый способ медитаций Ошо — сразу его используйте. Но всегда сохраняйте свою индивидуальность. По этой причине я считаю неправильным смотреть видео с медитациями Ошо. Не нужно повторять, как делает кто-то. В самих текстах и комментариях вполне достаточно информации, достаточно лишь использовать это на практике.
13. Чем больше в вас будет детского восприятия действительности, тем лучше.
14. Некоторые практики вызывают иллюзию вредности. К примеру, медитация «Кундалини», которая включает в себя стадию тряски в течение 15 минут, или «Мандала» с её вращательными движениями корпусом и глазами. Это и есть те негативные переживания и ощущения, которые даёт катарсис. Лично мне такие «мучения» доставляли определённое наслаждение. В них есть что-то притягательное и информационное. Если в ходе тряски что-то стало болеть очень сильно — виновата не тряска во время медитации, а проблемы с каким-то органом. Медитативная техника лишь подсказала, что существует проблема, которая требует своего решения.
И в заключение — обещанный выход из ситуации с невозможностью практиковать шумные методы. Он имеет смысл, если нет рядом никакой группы, вы пытаетесь работать в одиночестве. Для меня им стал велосипед. Логика очень простая: раз трудно прыгать и кричать «ху!» в квартире, то надо найти местечко — где-то очень далеко от всех и вся. Но добираться туда пешком или на машине не всегда получается. Велосипед существенно сокращает расстояния. Иногда, вместо пробежек по утрам, я катаюсь на велосипеде по утрам. И как раз к такому месту, где можно практиковать всё то, что нельзя в квартире.
Аудиокнига: Ошо Раджниш — Осознанность
Фотография: Flickr
1 комментарий