Какую технику медитации выбрать для себя?

Какую технику медитации выбрать для себя?

В своей статье о медитациях Ошо я сказал о том, что у медитации нет цели. И выделил это в качестве положительной стороны медитирования. Это вполне объяснимо… Если поставить во главу угла стремление к сатори и просветлению, пробуждению, освобождению сознания, то цели эти будут стоять уже в другой реальности, той которая нам неизвестна из-за пребывания в сансаре. Поэтому такие космические, огромные цели — целями можно считать только абстрактно. Стремиться к ним так, как мы стремимся к земным вещам невозможно. Это верно и для самих практик, и для их конечной цели. Невозможно сказать, что выполнив 100, 1000 или миллион раз попрактиков какую-то технику медитации мы достигнем просветления. Невозможно сказать и сколько должны длиться эти практики, как именно происходить. Мы знаем лишь то, что вероятность того, что мы просветлеем не занимаясь какой-то медитацией формально — в разы ниже, чем если мы всё же будем медитировать какое-то время каждый день.

Тем не менее, у этой же истины есть и другая сторона. Техники самосовершенствования можно использовать и для устранения каких-то проблем — связанных со здоровьем, судьбой, материальным благополучием и тому подобными вещами. Конечно, метитация или йога никогда не станут таблеткой от чего-то… Не следует их так воспринимать. Только, если мы представим себе или встретим в действительности идеального йогина, то поймём — у этого человека присутствует отменное здоровье и в наличии избыток психических сил. Их так много, что он может помогать другим людям. Он не впадает в депрессии по каждому случаю, не ноет о нехватке денег. Разумеется, если мы будем что-то такое практиковать, — что-то подобное и получим. И вот для того, чтобы это что-то такое произошло, я решил заменить что-то на вполне конкретные проблемы. Все эти проблемы не выдуманы… Вот как раз такие и заставляли моих знакомых и единочаятелей начинать заниматься цигуном, тайцзицюань, медитациями, йогой.

Не секрет, что часто на путь самосовершенствования люди становятся не от хорошей жизни. Приведённая ниже детализация создана только для того, чтобы упростить задачу — не метаться туда-сюда, а сразу перейти к практике наиболее подходящих для случая техник.

1. Жизнь кажется серой и однообразной. Своё положение в ней незавидное. Не хватает денег, образования, социального статуса, бодрости духа.

Это одна из наиболее понятных причин, только очень размытая. Всё это можно выразить короче — «плохая карма». Что такое карма? Это умение видеть мир каким-то и притягивать к себе что-то. Кто-то притягивает деньги, кто-то бедность. Кто-то в любой ситуации видит самый выгодный для себя вариант развития событий, а кто-то умеет даже выигрышный превратить в провальный. Конечно, всё это не без причин. Но не нужно думать, что мы встречаемся с рациональной причинно-следственной связью. Она рациональная только на 50%. Другие причины — иррациональные, не имеющие объяснений основанных на формальной логике.

В таком случае подойдёт всё, что меняет карму в лучшую сторону. А меняет её в лучшую сторону буквально всё, что относится к каким-то прошедшим проверку временем традициям. Это и йога, в самых разных её вариантах, и буддизм, и работа с энергией. Вполне возможно, что меняет и христианство, в рамках старых воззрений и практик старцев. Во всяком случае в подходе непрестанного повторения в сердце молитвы христовой, о которой говорится в книге «Откровенные рассказы старца духовному отцу своему», видна самая настоящая русская бхакти-йога.

Медитации и духовные практики не висят в воздухе! Они относятся к каким-то традициям. А эти традиции равнозначны пути. Путь же должен нравиться, ибо мы не знаем, когда и что случится в конечном итоге. В таком случае двигаться нужно с комфортом и радостно.

Бодрость духа и массу приятных впечатлений может дать школа Карма-кагь", как, впрочем, и повторение махамантры (это та самая «Харе Кришна...»). Путь трудно выбрать, вернее — невозможно. Но чудеса в нашей жизни случаются не только паршивые. Когда ученик будет готов — появится и учитель. А уж он-то и даст нужные медитации, молитвы и покажет, как работать с энергией.
Если вы хотите другой жизни, не такой серой, которая давно надоела — ищите свою школу, своего учителя, а не какую-то технику медитации.

2. Тоже, что пункт 1, но с уклоном именно в экономику. Нужны деньги, а их нет. Ищется какая-то медитация для привлечения денег.

Вполне возможно, что читатель ждёт уже отповеди с моей стороны. Ах, вот мол глупость и духовное паразитирование. Когда все правильные искатели ищут великие вещи кто-то тут у нас за деньгами де гоняется. Ничего такого не будет с моей стороны. Надо денег — берите. В общем-то это полностью безопасно. Если только вы не наймёте для этой цели экстрасенса-колдуна, конечно. А так-то…

Чуть ранее я опубликовал заметку о нидра-йоге. Санкальпа может быть и материальной. Берите, используйте и ни в чём не сомневайтесь.

Научил бы вас медитации для привлечения денег, но очень смешливый, боюсь что у меня не получится из-за того, что буду постоянно смеяться. Тем не менее, один способ предоставлю. Он разочарует тех, кто ждёт каких-то техник визуализаций, особых заклинаний и ритуалов. Нет в нём и вызова духов стихий или каких-то других. Простота этого метода создаёт обманчивое впечатление. Хочется сказать «ерунда какая-то». Но что, собственно, Вам нужно? Исполнения желания получить деньги, или красивый метод? Предлагаемый способ проверен многократно. Всегда удивительно всё реализуется.

Итак, формулируйте своё желание. Придумаю какое-то нейтральное, просто для примера. «Я владелец розовых слонов». (Ну вот такой махардж с тысячей розовых слонов.)

  • Теперь убираем все гласные буквы. Получается «влдлцслнв».
  • После этого записываем кодировку зеркально «внлсцлдлв».
  • Записываем полученное заклинание на бумаге и повторяем постоянно.

Идём по улице. Видим магазин. Думаем, что «внлсцлдлв». Пришёл счёт на коммунальные услуги. Опять читаем заклинание. Просто в ходе прогулок, при перемещении на работу, и так далее. Разумеется, желание должно быть не про слонов. А связанное с деньгами предметом нашего рассмотрения.

Практикуйте и скоро слоны затрубят в свои хоботы. Вот так вот простенько и со вкусом.

Помните, что деньги сами по себе не имеют никакой ценности. Значимым может быть только то, что приобретается с их помощью. Желание иметь много денег равнозначно желанию иметь все материальные возможности. Оно на столько расплывчато, что «джин» афигивает… Как мы знаем, достаточно много денег было и есть у господина Ходорковского. Но вряд ли его судьбу можно пожелать для себя. Зачем тогда все эти медитации на деньги?

3. Плохое здоровье. Частые болезни. Существуют какие-то конкретные заболевания.

Сразу же возьмите за правило рассматривать те меры, которые вы принимаете без всякой йоги и медитаций: лечение в больнице, приём препаратов и т. п. объектами одного мира. А то, что будет происходить как практика самосовершенствования это явления из другого. И никогда не пытайтесь сочетать эти миры. Они могут существовать только параллельно. Вообще оздоровительных медитаций в чистом виде не существует. Чистая медитация это практика дзен или чань. Может быть, она улучшит здоровье, может быть — не улучшит. У неё просто другие задачи. Не лечат и йидамы буддизма Ваджраяны. Так Будда Медицины — не занимается лечением желудочных болезней или болезней сердечно-сосудистой системы. У него другой профиль. Медитация на Будду медицины призвана очищать карму, устранять кармические причины болезней. Если вы подумаете, что медитация на Будду Медицины вылечит какую-то болезнь де факто, то будете правы только в той степени, в какой болезни происходят из-за кармических причин. Но не имея связи с миром Дхармы и Ваджраяны — просто тупо повторяя мантру Будду Медицины, вы, скорее всего, просто ничего не добьётесь.

Если вы хотите поправить своё здоровье, то нужно искать методы самосовершенствования, которые помогут в решении ваших проблем. Про один такой я уже рассказывал. Это цигун «Инь-Янь». Однако выбирая метод нужно ориентироваться на то, что есть в вашем городе. Посмотрите, — какие секции, клубы или группы в нём работают. Индивидуальные занятия цигун и йогой вполне возможны. Но лучше, если они станут преддверием для занятий в группе.

Помните одно правило. Любые упражнения нужно делать в том диапазоне, в каком они не вызывают неприятных ощущений. К примеру, какая-то бандха йоги требует задержать дыхание и создать какой-то «замок» — напряжением мышц, наклоном головы или корпуса. Но болезнь не даёт это сделать полностью. И не делайте полностью. Выполняйте чуть-чуть, в той мере — в какой можете. Упражнение «Три шара» или «Большое дерево» в цигун можно выполнять и не удерживая руки на уровне груди. Хватит и удерживания на уровне живота. Намного проще, а эффект будет именно тем, который и нужен людям не имеющим возможности совершать серьёзных усилий.

В плане йоге адаптированной для людей не имеющих возможность практиковать на все 100% одним из лучших учебников следует считать трёхтомник Ю. М. Иванова.
  • «Йога и здоровье. Практическое руководство»;
  • «Йога и психотренинг. Путь к космическому сознанию»;
  • «Человек и его душа. Жизнь в физическом теле и астральном мире».
Книги изданы в 1991 году. Насколько мне известно — не переиздавались. Тома о здоровье вполне достаточно, чтобы уже через несколько месяцев не совсем интенсивных занятий почувствовать себя значительно лучше. В Сети есть. Я находил несколько раз — кто-то добрый уже отсканировал и выложил в паблик. Изложение очень наивное, в стиле 90-ых… Но на нужны техники, а не их подача.

И ещё один совет. Если у вас проблемы со здоровьем, которые не требуют каких-то серьёзных мероприятий, которые может провести только дипломированный хирург, выявите то, что сегодня вам недоступно. К примеру, попробуйте бежать и установите на каком расстоянии и на какой секунде вам станет плохо — начнёте задыхаться, что-то заколет, от чего вы сойдёте с дистанции. Тоже самое в плане прыжков на месте, отжиманий от пола. Речь не о физической слабости. А именно о тех состояниях, когда кашель, резь в боку, головокружение или что-то подобное не дадут вам продолжить выполнять какие-то простые упражнения. И поставьте цель — пройти дальше. Если сошли с дистанции на 400-ом метре из-за того, что начали задыхаться — ставьте задачу — пробежать один километр. Но не ставьте никаких сроков. Вырабатывайте комплекс мер, к примеру, — цигун, йога, психотренинг. Практикуйте их, а в это время не бегайте, не прыгайте и не отжимайтесь. (Для чистоты эксперимента.) Спустя пару месяцев проведите тестовый забег. Убедитесь — сколько вы сможете пробежать теперь. И так через месяц-два проверяйте своё состояние. Рано или поздно — у вас всё получится.

И напомню ещё раз, что ни в коем случае нельзя взваливать на йогу те задачи, которые не входят в её функционал. Если у кого-то грыжа — нужно набираться мужества и идти в больницу. Там уже, до операции и после, повторять мантры. Но не повторять мантры просто так, в надежде, что они рассосут грыжу.

4. Тоже, что и пункт 2-а, но с уклоном в область психологии. Неврозы, депрессии, фрустрации и тому подобное.

Вопрос этот тонкий и деликатный. С уверенностью в 90% правдивости своих слов можно сказать, что динамическая медитация из способов Ошо сняла бы депрессию уже на втором-третьем сеансе. Страхи запросто смыла бы медитация на Алмазный ум из практик школы Карма Кагью. Помогла бы любая хорошая техника медитации. Но с такой же уверенностью можно сказать и то, что только один из сотни людей с такими проблемами станет этим заниматься. Да и то не сразу…

Если бы я что-то и рекомендовал людям в таком состоянии — так это релаксацию, а не медитацию. Обычную релаксацию с всего одной асаной — шавасаной. А уже потом, когда способность релаксации в какой-то степени возникнет, — все другие акты нашего спектакля.

5. Никак не получается найти вторую половину — парень без девушки, девушка без парня.

Не удивляйтесь. Практика показывает, что такая проблема очень часто становится отличной мотивацией для того, чтобы начать что-то делать, оторвать себя от дивана и побывать в какой-то группе по самосовершенствованию. Не случайно занятия в большей часть секций восточных единоборств проходят со зрителями. А зрителями становятся девушки. Изначально они приходят в секцию под видом желающих заниматься. Потом устают и отдыхают на скамейках. Конечно, инструктор их заставить не может. Но неопытные инструктора прогоняют. Опытные же, наоборот, приветствуют эти возлеушовые и рядомсайкидошные посиделки. Если есть девушки — потянутся и парни. Есть парни — придут и новые девушки. Пусть со словами «там такие ребята — супер»… Но в целом вся эта движуха отлично способствует финансовому процветанию клуба. А парням и девушкам — вариант найти друг друга.

Хотите верьте, хотите нет. Лучше проверьте. Шаг в сторону БИ увеличивает возможность приятного знакомства раза в три. Заниматься для решения такой проблемы лучше всё же ушу. Народ как-то добрее…

6. Жажда духовного развития, постижение смысла жизни, стремление достичь самадхи и просветления.

Это самый редкий вид причин, самая уникальная проблема, которая решается с помощью медитаций. Современные христиане скоро отнесут стремление попасть в рай к проявлению признака тоталитарных сект, а буддисты медитирующие для достижения просветления становятся какими-то удивительными и редкими птицами.
Тем не менее, Будда оставил после себя 84 тысячи способов достижения просветления. Это по числу уровней развития понимания и темперамента адептов.

Поэтому указать какой-то универсальный способ, дать какую-то пригодную всем технику медитации, практически невозможно. Достаточно сравнить медитацию в понимании Ваджраяны, с её шумом, гамом и либерализмом, с медитацией адептов дзен, с их почти военной дисциплиной и удивительным сведением всего к одному, чтобы увидеть 2-а совершенно разных, в равной степени закономерных и правильных, буддизма.

Вместо вывода расскажу об очень простом, но таинственном способе выбрать свою технику медитации. Для этого нужно довести себя до состояния духовного горения искателей древности. Прямо так, чтобы всё бросить, пусть хоть иголки под ногти, только бы идти к истине.

Искать нужно традицию. Не технику, поскольку, повторюсь — медитации в воздухе не висят. Искать нужно свою школу. Сообщество представителей конкретных воззрений. Я даже не говорю — учителя. Хотя бы — близких по разуму людей. Нет ответа на вопрос о том, какую технику медитации выбрать для себя. Нужно выбирать учение, а не технику медитации.

После этого, как загоритесь в должной мере, идите и смотрите. В это движение можно включить всё — просмотр местной прессы, серфинг в интернете и хождение по городу в прямом смысле. Просите у мира прислать вам весточку. Она скоро придёт. Может быть вы нечаянно зайдёте в какую-то книжную лавку, а там будет проходить какое-то мероприятие, или некий чудак станет хвалить или ругать какую-то духовную традицию. Такие знаки всегда явные. Помните ещё и о том, что ни одна серьёзная школа духовного развития не даёт рекламы. К примеру, Карма Кагью наоборот шифруется. Только на сайте публикуют распорядок мероприятий по всему СНГ, всё. Афиш в городе никто не расклеит. Люди практикующие цигун будут тихо и мирно его практиковать, а на сайте вы найдёте материалы 3-4-летней давности.

Смотрите за своими реакциями. В тот момент, когда вы находите свою духовную общность — вы сразу это чувствуете.

Ну и, конечно же, вы не должны верить обычным СМИ. Журналисты пишут бред для домохозяек, даже если им этот бред никто не заказывает. Просто это такая традиция, такой подход «выявления правды», «выведения на чистую воду». Они живут в мире информационных потоков. Для них интересно — тоталитарная ли это секта, что по поводу думает поп, что завотделом мерии, и т. п.

Рано или поздно вы найдёте свой путь. Пойдёте ли вы своим путём — зависит только от вас. Найти и пойти — далеко не одно и тоже.

Фотография: Corbis/Fotosa.ru

0 комментариев

Чтобы писать и задавать вопросы в комментариях – зарегистрируйтесь на сайте.

Если вы уже зарегистрированы, то .