Как развить интеллект. Или как не стареть

Интеллект – набор психических качеств, обеспечивающий наилучшую адаптацию ко всем видам сред (природная, социальная) человеку, а также способность изменять среду согласно своим потребностям.

Как развить интеллект. Или как не стареть

Так же интеллект – это обучаемость в самом широком смысле слова, освоение любых знаний, умений и навыков.

Развитие интеллекта это развитие разных видов познавательных способностей:
1. Ощущение
2. Восприятие
3. Представление
4. Мышление
5. Память
6. Воображение

Говоря о развитии интеллекта, надо всегда уточнять возраст субъекта, потому что человек в возрасте до 3, до 16 лет и старше развивается по-разному в силу объективных и субъективных причин.

Под объективными причинами я имею в виду генетическую обусловленность и особенности эмбрионального развития.

Под субъективными – уникальную реакцию субъекта на окружающую среду, на её ограничения, воспитательные воздействия: как поощрения, так и наказания.

Но даже говоря о развитии взрослого человека есть смысл в сравнительном анализе эволюции интеллекта взрослого человека и малыша.

Статья в тему: "Свою личность изменить нельзя?"

Интеллект ребёнка
Среди обывателей ходит миф о том, что мозг новорождённого ребёнка – чистый лист. Это не так. Ощущения возникают ещё у плода, который чувствует настроение матери, вместе с ней переживая её обиды и разочарования.

Объективные причины плохого развития интеллекта:
1. Генные и хромосомные аномалии. Например, синдром Дауна.
2. Нарушения эмбрионального развития вследствие инфекционных болезней матери (грипп, туберкулёз), некоторые виды ЗППП
3. Злоупотребления матерью отравляющими веществами, включая работу на вредных производствах.

Ребёнку с патологиями для развития нужен специалист.

Если же говорить о здоровых детях, то их мозг способен развиться до невероятных высот, что подтверждается в экспериментах.

Некоторые физиологи утверждают, что дети-индиго – это миф, точнее рекламный проект. Это просто дети, которым уделяли много адекватного внимания, начали очень рано грамотно заниматься. Меня просто поражают китайские малыши, которые в 3 – 4 года играют на музыкальных инструментах так, как редкий взрослый сможет. Особенно потрясает лёгкость, полёт, никакого напряжения и страха.
Почему же за первые 3 года ребёнок осваивает больше навыков и понятий, чем за всю последующую жизнь?

Обычный ответ – пластичность психики. Именно в этом возрасте образуется множество связей между нейронами, создаются нейронные сети. И чем больше этих связей, тем больше шансов вырастить вундеркинда.

Какие свойства детской психики помогают так быстро умнеть малышу?
1. Любопытство.
2. Отсутствие ментальных штампов (предубеждений, чужих установок)
3. Отсутствие негативного опыта. Ещё нет программы «у меня не получится»
4. Отсутствие ксенофобии – страха перед новизной.
5. Способность удивляться и радоваться новому опыту.
6. Непосредственность.
7. Любовь к игре и вообще творчеству.
8. Поисковое, исследовательское поведение.

Развитие интеллекта у взрослого
Для интеллектуального развития взрослого нужно то же самое.

Это легко проверить и доказать. Взрослые люди, которые занимаются исследовательской, изобретательской, конструкторской, творческой деятельностью, сохраняют в себе значительную часть, а то и все перечисленные свойства детской психики. Это обеспечивает им высокую эффективность в своём деле. Но ещё важнее – неутомимость.

Впрочем, это как раз одна из причин эффективности.

Подобно тому, как ребёнка не надо заставлять учиться ходить, лазить во все ящики, тянуть любой предмет в рот, играть, вечно юных людей поиска не надо заставлять заниматься любимым делом. Они отдаются ему со всей страстью, азартом и детской непосредственностью, так что наоборот, иногда приходится выгонять из лаборатории, из-за компьютера, из-за стола на кухню, а то они и есть, и спать забывают. И работают, пока не падают от усталости, засыпая в обнимку с клавиатурой.

Как развить интеллект. Или как не стареть
По моим наблюдениям как за талантливыми детьми, так и за реализованными взрослыми наилучшие методы развития те, которые содержат в себе элемент самозарядки, восстановления энергии в процессе, а не после него. Это игровые и соревновательные процессы. Образование новых связей в мозгу, познание нового всегда связано с преодолением, но не любым. Преодоление должно быть основано на самомотивации – без внешнего и внутреннего насилия.

Да, я знаю, это не популярный взгляд. В 99 учебниках по успеху из 100 прямо или косвенно внушается мысль о том, что надо себя насиловать. И описывается, как именно. Иногда кажется, что эти учебники пишутся, чтобы плодить армию неудачников. Сила воли, настойчивость, целеустремлённость – очень хорошие и красивые слова. Только вместе с истинным интересом, а не вместо него.

И вот тут выявляется сложность. Понятие нормы и удовольствия закладывается в раннем детстве. Чаще всего если ребёнок видит, чувствует, что родителям целый день плохо, а пришёл сосед с бутылкой водки и им хорошо: они становятся добрыми, расслабленными, то в мозгу ребёнка образуется связь «водка – хорошо».
Отсюда следует, что умный ребёнок, а потом взрослый вырастает в семье, где есть настоящая естественная связь интеллектуальное занятие – хорошо: интересно, разнообразно, приятно, весело.

В мире тысячи теорий, которые служат парадигме «разделяй и властвуй», которые утверждают, что люди рождаются умными (несколько процентов) и дураками, и что изменить это нельзя. И очень мало тех, кто утверждает обратное – что изменить можно очень многое — при достаточном желании и индивидуально правильном пути.
Общие советы по развитию интеллекта верные, я с ними согласна. Прямо по пунктам стадий: упражнения на развитие ощущений – глубину и ширину вплоть до экстрасенсорики. Так же можно развивать восприятие, осознанность, наблюдательность, память, логическое и образное мышление. Для этого хороши логические и развивающие мозг игры, задачи, тесты, чтение книг. Классика, конечно, вне конкуренции, но так же и научно-популярная литература по разным областям науки, современным открытиям, новым технологиям, общение с интеллектуалами.

Но самым первым шагом в случае, если связь не была установлена в детстве, нужно на уровне подсознания образовать связь интеллект – наивысшее удовольствие. Для этого все остальные связи придётся подвинуть.

Когда такая связь устанавливается, всё остальное делается само. Уже не придётся тратить энергию, чтобы заставлять себя читать или решать задачи, или заниматься творчеством. Воля, целеустремлённость, настойчивость придут следом, причём неизбежно.

Хотя иногда бывает и наоборот. Какое-то время нужно преодолеть сопротивление организма, особенно когда неумные люди в подсознание поселили вирус «у тебя нет способностей», «ты посредственность» и тому подобная чушь.

Статья в тему: "Зачем нужна математика?"

У 99,99999 % детей получается научиться ходить, говорить, пользоваться столовыми приборами и горшком, распознавать родственников и чужих людей в первую очередь потому, что их в раннем возрасте ещё не кодируют на неуспех. И начинают это делать где-то года в 3. Так вот нужно внутри вернуться в тот возраст, когда человек ещё всё мог и ничего не боялся, когда ему абсолютно всё было интересно.

Фото: Corbis/Fotosa.ru

2 комментария

avatar
Вспомнилась фраза: «Путь ума — это путь сомнений и колебаний. Кто сумел подняться до уровня собственной души, тот отчетливо осознаёт себя и видит, кто он такой на самом деле. И все ложные идеи, которые удерживали его так долго в этом мире, рассеиваются, словно сон. Когда с иллюзиями покончено, у души возникает желание начать новую жизнь. И перед ней открываются двери в высшую сферу бытия.»
avatar
Объективные причины плохого развития интеллекта:
1. Генные и хромосомные аномалии. Например, синдром Дауна.
2. Нарушения эмбрионального развития вследствие инфекционных болезней матери (грипп, туберкулёз), некоторые виды ЗППП
3. Злоупотребления матерью отравляющими веществами, включая работу на вредных производствах.
Всё это можно было бы выразить короче «карма». Вопрос только в том, что делает интеллект. Если допустить, что он генерирует мысли, то сразу возникнет куча вопросов. Существует и другая точка зрения. Интеллект лишь компилирует и интерпретирует поступающие в него сигналы. Она тоже порождает множество вопросов, но коренным образом меняет сам подход к вопросу его развития. Требуется уже улучшать способности к восприятию поступающих сигналов, а не просто развитие всего и вся во имя качества мышления.
Чтобы писать и задавать вопросы в комментариях – зарегистрируйтесь на сайте.

Если вы уже зарегистрированы, то .