Как правильно медитировать? Шесть ответов на один вопрос

Наш рациональный ум искренне считает, что медитация — это нечто, что связано с самим практикующим. Нечто подобное зарядке, физкультуре, каким-то аспектам здорового образа жизни. Другими словами — физический процесс, или процесс, который можно разложить в аспектах формальной логики по полочкам. И он не ошибается. Разложить можно… Только — получится ли практиковать — может быть получится, а может и нет. Вероятность успеха — пятьдесят процентов. И как бы правильно мы не медитировали, потом или бросаем, или понимаем, что «гоняем порожняк». Всё вроде бы так, но ничего не так…

Как правильно медитировать? Шесть ответов на один вопрос

В чём тут дело? Во-первых, далеко не все медитации работают без посвящения. Это первое испытание для рационального ума. Ну какое посвящение? Мы же дети 20-го, 21-го века! Это всё сказки. Да, сказки… Только они без посвящения не работают. Вот такие это сказки. Именно поэтому многие попытавшиеся практиковать что-то связанное с Ваджраяной отнесли мантру к монотонному, ничего не значащему «бу-бу-бу». Именно поэтому люди пишут про какую-то частоту вибрации работы головного мозга. Именно поэтому потом гордо говорят «мысль материальна», или «остановка внутреннего диалога ведёт к космическому сознанию». Все эти, в равной степени правильные и бесполезные, толкования в конце-концов приводят к тому, что адепт бросает всю эту хренометрию и идёт пить пиво, а завтра — в офис.

Поэтому первым ответом на вопрос о том, как правильно медитировать будет — после получения посвящения.

Они разные бывают. Их дают ламы, учителя цигуна, гуру йоги, мистики и ученики мистиков. Говоря самым простым языком — посвящение это полное раскрытие всех нюансов техники и «подключение» ученика к соответствующему потоку информации, энергии — от культуры самой школы, до установления непосредственной психо-энергетической связи.

В каком-то смысле такое подключение можно получить даже в ходе чтения книг. А некоторые учителя дают его на расстоянии вполне сознательно.

Всем неверящим в это людям я предлагаю сравнить две ситуации. Медитация с всем известной мантрой Ом мани падме хум, или Ом мани пеме хунг в тибетском варианте звучания.

Мы можем иметь только две картины. На одной человек считает, что мантра что-то там делает с умом, сознанием. Что постоянное повторение приводит ум в транс. Он прочитал какие-то статьи в которых есть словосочетание «с научной точки зрения». Вот он и крутит мантру с «научной». В принципе, он готов крутить хоть «Иван Иваныч Иванов». Для него эффект на самом деле будет такой же. Всё бы ничего, но скучно это. Лично мне обидно было бы тратить жизнь на такую «научную» работу. Да и в общем-то погранично с идиотизмом.

И другая картина. На ней адепт, который знает, что это имя, что каждый слог мантры связан с каким-то из 6-ти миров. Он не просто визуализирует йадам Ченризи, а считает его каким-то родным что ли… Мантра для него вполне живой или наполненной живительной вибрацией источник чистоты и сострадания. Это совсем другая работа.

Невозможно удивиться тому, что первый искатель станет от практики своей медитации каким-то нервным. Я бы точно разнервничался, если бы меня заставили повторять ничего не значащие звуки. Второй же входит в другое состояние сознания, которое имеет много общего с Чистой страной. Его мир становится чище.

Это вот и есть разница между практикой с посвящением и без него. Сколько тут мистики, а сколько реальности — судите сами. Только не забывайте о том, что мистическая реальность — это тоже реальность.

Вторым ответом на вопрос о том, как правильно медитировать — будет такой: с любовью. Мне вообще трудно понять людей, которые что-то делают и не любят своё занятие. Если не любить процесс программирования (а его тоже можно любить, ведь это постоянный поиск оптимальных решений, умение устранить ошибки, которые происходят по непонятным причинам), то программирование (без любви) — это ад. С ума можно сойти. Тоже самое можно сказать о деятельности писателя, врача, даже столяра. А уж медитировать и не любить свою медитацию — это какое-то психологическое извращение. Никто, ничто не заставляет. Зачем, если нет любви?

Третьим ответом на вопрос о том, как медитировать правильно будет — с умением абстрагироваться от собственных идей и переживаний.

Вот по какой причине. Люди, которые делятся своими «инсайтами» и «прозрениями» на форумах в Интернете вызывают неприятное чувство. Они видят истину, всё поняли, строго соотносят всех с дураками. Такие издержавшиеся в пути искатели бывают особенно активными в среде поклонников Ошо и дзен. Лезут и на другие форумы и в другие сообщества. Я вовсе не говорю о том, что они плохие. Их идеи ничем не отличаются от всех других. Просветление и познание истины вообще не имеет ничего общего с какими-то трактовками. Просветление нельзя выразить словами. Будда запрещал диспуты о нирване. Если медитатор имеет собственную точку зрения, то эта точка зрения и должна стать объектом для абстрагирования. Вы не бойтесь, это просто глюки, потом само пройдёт. Совет может быть и вульгарный, но справедливый, по крайней мере.

Основную пользу, которая может дать медитация — это устранение клише, стереотипов. Одним из таких и являются стереотипы присвоения: «я знаю», «ну понятно» и подобные. Лично я совершеннейшим образом согласен с Виктором Пелевиным. Он практически никогда не даёт интервью, но однажды всё же дал. На вопрос о том, что такое расширение сознания Пелевин сказал, что вообще трудно понять, кто это придумал и почему. «Сознание нужно очищать, а не расширять».
Отвечая на вопрос о том, как правильно медитировать я бы сказал — естественно. Если для вас естественно каждый день приходить в дзендо и принимать дзадзен, то значит нужно приходить и принимать. Но коли это пытка, внутри всё распирает, ум просто сносит череп, а люди в этих позах рядом видятся монстрами — выбор опять же за вами. Или вы развиваете парамиту терпения и продолжаете, или — хватит заниматься садомазохизмом. Вполне возможно, что буквально на соседней улице интересные ребята собираются для практик тенсёгрите, а вам это очень и очень надо. Понятно, что каждый делает этот выбор сам. Речь не о том, а о естественности самого процесса для вас.

К примеру, я очень внимательно прочитал о Тенсёгрите. Практически все книги Вадима Зеланда. Не критикую, но это кардинально не естественно для меня. Да и зачем, если есть нидра-йога, которая вообще закономерно ведёт к самадхи? А кто-то не сможет, даже начать не решит. И правильно. Каждый должен делать своё, естественное для себя дело.

Не менее важным становится и аспект интуитивного выделения формальных аспектов, которые требуют того, чтобы их соблюдать в каноническом ключе, ничего не меняя и не привнося от себя. Именно интуиция становится самым надёжным помощником в этом. К примеру, учитель секты Дзен Кван Ум — Тит Нан Хан предоставил для всех желающих медитацию при ходьбе, которую можно было бы назвать прогулкой в Чистой Стране. Гулять можно, где угодно — в лесу, парке, просто передвигаясь по улицам родного города. Делать особенно ничего не нужно. Но нужно уметь видеть процесс такой прогулки, таких шагов «глазами» своего внутреннего свидетеля, стараться ступать с пятки на носок. И, конечно же, идти так, как идёт бодхисаттва в мире бодхисаттв, воспринимая всех встречных в качестве просветлённых сущностей. Особо сложного ничего нет. Просто идти. Но это не означает, что каждая прогулка — это прогулка в Чистой Стране. Если вы идёте резко и думаете о том, как успеть в офис, голова занята исключительно светскими вопросами — это вовсе не медитация. И не нужно пытаться заниматься самообманом. Поэтому шестой ответ на вопрос о том, как правильно медитировать — будет таким: соблюдая пропорцию формального и естественного.

Фотография: Corbis/Fotosa.ru

2 комментария

avatar
ОГРОМНОЕ СПАСИБО, что Вы помогаете людям. Теперь знаю, что от всей этой гадости можно избавиться. (год «лечилась» антидепрессантами»). А ведь уже отчаялась, жила с мыслью, что жизнь, может, где-то и есть, только но это уже не для меня. Моя же задача — организовать свою несчастную жизнь так, что бы до минимума снизить ситуации, которые вызывают ПА. (Хахаха!) Жила я только вечером, немного выпив и покурив марихуану, потом пошли курительные смеси. Это и был мой «безтревожный» мирок. Недавно он пошатнулся, пришла страшная мысль: «А если и это не будет помогать?». Полное отчаяние. Существование на автопилоте. Опущу описание моего состояния, всё понятно и так. Полный мрак и стресс.
3 недели назад, моя мама нашла этот сайт.
Сейчас пытаюсь работать над собой. Чётко уяснила, что ДЛЯ НАЧАЛА НАДО УСПОКОИТЬСЯ. Медитация работает! Получалось глубоко расслабиться, но не надолго. Использовала 5-7 минутные ролики на Utube.
avatar
Никто никому помочь не может. К счастью, наверное. До определённого предела мне нравилось тут что-то писать, потом резко перестало нравиться. Не люблю делать что-то по принципу «сколько барин отстегнёт, тому холоп и радуйся». Бесплатно можно, за деньги можно, но без барского плеча. Жизнь сама по себе не имеет никакого смысла. Никто не знает, что лучше. А вообще удивительный выбор. Сколько раз курил марихуану — так и не понял в чём прикол. Я без марихуаны могу так же. Другое дело — психотропики. Грибы, к примеру. Многому учат. Опять же, если с умом принимать.
Чтобы писать и задавать вопросы в комментариях – зарегистрируйтесь на сайте.

Если вы уже зарегистрированы, то .